Как помочь необщительному ребенку. Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка


«Бука, молчун» - так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Следствие внешнего воздействия

Если раньше ваш ребёнок не отличался застенчивостью и был в центре внимания в песочнице, а теперь предпочитает играть один - ищите причину. Возможно, он поссорился с другом, не знает, как наладить общение. Может быть, произошла конфликтная ситуация в детском саду с новой воспитательницей - и ребёнок замкнулся. Будьте тактичны, не стоит спрашивать: «Что случилось, мне сказали в саду, что ты ни с кем не играешь?» Внятного ответа вы, скорее всего, не получите. Действуйте аккуратно - так, чтобы не заставить малыша чувствовать себя виноватым.

Нельзя исключать и то, что ваш сын или дочка попросту устают от занятий, неважно себя чувствуют или просто нет настроения. Главное правило в такой ситуации - наблюдение и ненавязчивые разговоры по душам.

Свойство личности

Интровертами рождаются. Если с самого раннего детства малыш предпочитает играть в одиночестве, а не с толпой сверстников, не паникуйте и не стремитесь его переделать. Ребёнку комфортно и интересно с самим собой? Успокойтесь и не давите на него. Не стоит упрекать, делать неутешительные прогнозы («Так и останешься один, ни с кем не познакомишься»). Часто малыши-интроверты отличаются мечтательностью, любят фантазировать, размышлять, они усидчивы, обожают занятия, требующие сосредоточенности - паззлы, конструктор, книги. Мамы детей, которые и минуту не сидят спокойно, вам только позавидуют!

Пройдет немного времени, и ребёнок сам раскроется для общения. Взрослые интроверты вовсе не домоседы и не молчуны - у них тоже есть друзья, правда, всего один-два, но кто сказал, что это хуже, чем триста френдов в соцсетях?

Неумение наладить контакт

Ребёнок хочется общаться, но у него не получается. На детской площадке он скромно прячется за мамину спину, но если кто-то к нему подходит и приглашает поиграть, то он соглашается. А вот сам подойти и познакомиться не может - не умеет, стесняется. В этом случае надо помочь - тонко и ненавязчиво. Приглашайте в дом гостей с детьми, посещайте развивающие занятия, на детских площадках общайтесь с другими ребятами сами.

Отличный вариант тренировки - пальчиковый театр, ролевые игры. Разыгрывайте с куклами бытовые ситуации - знакомство, общение с продавцом в магазине, не забывайте про слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». И помните про личный пример - ребёнок невольно будет копировать вашу манеру общения.


  1. Развивайте речь ребёнка. Если у малыша проблемы с дикцией, его не будут понимать сверстники, да и сам он начнет комплексовать и стесняться.
  2. Если у вас гости, не оставляйте детей одних, уделите им время. Поиграйте с ними вместе в лото, например, или в прятки. Взрослый «посредник» поможет наладить общение малышей - через полчаса они сами найдут и тему для разговора, и занятие себе придумают.
  3. Напоминайте ребёнку о его друзьях. Малыши быстро знакомятся и быстро забывают новых приятелей. Поощряйте стремление сына подарить Кате медвежонка или позвать в гости Серёжу.
  4. Не переусердствуйте! Если вы станете безостановочно теребить ребёнка, окружать его и дома, и на прогулке большим количеством новых людей, получите обратный эффект.

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…


Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Что это такое?

Замкнутость - это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости - следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.


В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого - мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.


Cтеснительный ребенок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы

Так как распознать замкнутого ребенка?

Симптомы

  • Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо - змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Причины

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.


Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребенка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребенка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Действовать. Причем незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном.
  • Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями.
  • В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.
  • Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?
  • Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

Замкнутому ребенку стоит почаще читать сказки, в которых есть диалоги героев

Если ваш ребенок замкнут, почаще приглашайте гостей в дом, особенно с маленькими детьми

Замкнутому ребенку просто необходим тактильный контакт с родителем, особенно в новой обстановке

Как вести себя, если ваш ребенок замкнутый, можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Игротерапия

Коррекция поведения играми – метод действенный и очень простой и не требует специфических знаний и умений. Лечить ребенка при помощи игры можно и внутри семьи, и в детском коллективе. Особенно эффективно помогают игры для замкнутых детей дошкольного возраста (5-6 лет). Они довольно быстро корректируют проблемы в общении.


«Создаем сказку»

Участников нужно разделить по парам. Каждая «двойка» должна слепить из пластилина несуществующее фантастическое животное. В середине процесса игра останавливаться и пары участников меняются местами. Теперь их задача – долепить существо, которое задумали другие игроки. По окончании творческого состязания ребята рассказывают, кого они придумали, какой это персонаж, что умеет, что ест, где живет.


«Что я сделаю?»

Предложите вашему замкнутому ребенку разыграть незнакомую ситуацию. К примеру, в вашем дворе приземлилась летающая тарелка. Из нее вышли симпатичные и очень дружелюбные инопланетяне. Они держат в руках большой торт… Вместе с ребенком по ролям придумайте ваши диалоги с этими пришельцами. Это научит малыша не стесняться разговаривать с незнакомцами.


«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину - по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.


  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение - это интересно, познавательно, увлекательно и полезно - помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать все это замкнутому ребенку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать еще больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции - доброжелательность. Если малыш будет чувствовать ее, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.


С замкнутым ребенком нужно вести себя осторожно, не торопить его, быть дружелюбным и приветливым

В следующем видеоролике можно узнать, что делать, если ребенок необщительный и как ему помочь.

Пассивность младенцев. Если поисковая активность имеет такое большое общебиологическое значение и оказывает положительное влияние на здоровье, то может возникнуть закономерный вопрос: вследствие чего возникает отказ от поиска, каким образом эта неадекватная форма поведения сохранилась в процессе эволюции, почему она не была уничтожена природой путем естественного отбора как опасная и вредная? Пока существует только одно объяснение этому. Дело в том, что каждый организм на раннем этапе своего развития приобретает опыт пассивно-оборонительного поведения. На этом этапе такое поведение не может квалифицироваться как отказ от поиска по той простой причине, что еще не сформировались механизмы центральной нервной системы, обеспечивающие устойчивую поисковую активность. Поэтому пассивно-оборонительное поведение в первые недели или месяцы жизни является единственно возможным при столкновении с опасностью или превышающей возможности задачей.
Интересно, что высокоразвитые животные, обнаруживающие во взрослом состоянии высокую поисковую активность, после рождения переживают опыт беспомощности и полной зависимости от родителей и ближайшего окружения, т. е. период детства увеличивается в ходе эволюции. У человеческого детеныша этот этап особенно велик, поскольку именно в ходе общения со взрослыми и «присвоения» достижений цивилизации и протекает дальнейшее развитие нервной системы и поведения. В то же время высокая организация человеческого общества обеспечивает младенцу уход и безопасность на все время его беспомощности.
Роль раннего опыта. Однако опыт относительно пассивного поведения не пропадает бесследно: именно потому, что центральная нервная система ребенка чрезвычайно чувствительна к любым воздействиям ‘(что и делает ее столь пластичной и готовой к обучению), опыт, приобретенный в это время, закрепляется навсегда. Мозг новорожденного предуготован к восприятию и к очень прочному закреплению впечатлений без всякой их критики. Поэтому и опыт зависимости, беспомощности и пассивно-оборонительного поведения является очень прочным и субъект нуждается в его дальнейшем активном преодолении. По существу, весь дальнейший процесс развития организма представляет собой переучивание, но ранний опыт полностью изжит быть не может и содержит постоянную предпосылку для развития (при условиях, о которых пойдет речь ниже) пассивно-оборонительного поведения уже во взрослом состоянии. Но, разумеется, у взрослых особей тех видов, которые способны к активному поиску, пассивно-оборонительное поведение является регрессивным, т. е. отражает возврат на более ранние этапы развития, и может быть квалифицировано как отказ от поиска со всеми описанными последствиями.

Обучение активности. Исследования, проведенные американским психофизиологом М. Селигманом, показывают, сколь велико значение раннего опыта жизни для всего последующего поведения животного и для его сопротивляемости даже такому страшному заболеванию, как злокачественная опухоль. Он разделил новорожденных крысят на 3 группы. Одна из них - контрольная - росла в обычных лабораторных условиях. Другую на короткий период ставили в ситуацию непреодолимых трудностей, когда никакое поведение не могло спасти животных от наказания электрическим током. Третьей же группе создавали такие стрессовые условия, которые можно было преодолеть при активном поведении. Таким образом, вторая группа приобретала опыт собственного бессилия перед обстоятельствами, а третья - опыт сопротивления. Когда крысята подрастали, каждую группу разбивали на 3 подгруппы, в которых воспроизводились обстоятельства раннего опыта. В результате было создано 9 моделей:
1. Нормальные условия и в детстве, и во взрослом состоянии.
2. Нормальные условия в детстве - неустранимый стресс после созревания.
3. Нормальные условия в детстве - преодолимый при активном поиске стресс во взрослом состоянии.
4. Опыт беспомощности в детстве - нормальные условия после созревания.
5. Опыт беспомощности и в детстве, и во взрослом состоянии.
6. Опыт беспомощности в детстве - принципиально преодолимый стресс после созревания.
7. Опыт активного сопротивления в детстве - нормальные условия во взрослом состоянии.
8. Опыт активного сопротивления в детстве - неустранимые наказания во взрослом состоянии.
9. Опыт активного сопротивления в детстве - то же во взрослом состоянии.
Представителям всех девяти подгрупп вживляли клетки злокачественной опухоли. И тут было обнаружено, что животные, получившие в детстве опыт беспомощности, после созревания вели себя пассивно во всех ситуациях, т. е. не только тогда, когда объективно ничего нельзя было изменить, но и тогда, когда можно было спастись при активном поведении. Именно у этих животных чаще всего приживлялись клетки саркомы, и животные гибли. Те же крысы, которые в детстве приобрели опыт сопротивления, проявляли упорство в поисках выхода даже из безнадежной ситуации, и злокачественная опухоль у них отторгалась даже тогда, когда они сталкивались с непреодолимыми трудностями, но боролись. Она отторгалась у них чаще, чем у животных, которые с детства жили в нормальных условиях.
Этот эксперимент показателей во многих отношениях. Во-первых, он демонстрирует важность раннего опыта для формирования активного поискового поведения, а во-вторых, убедительно свидетельствует о том, что поведение может быть важнее внешних обстоятельств и важнее переживаемых эмоций - ведь те активно сопротивляющиеся крысы, которые во взрослом состоянии сталкивались с непреодолимыми трудностями, постоянно получали отрицательное подкрепление своим усилиям и тем не менее не заболевали.
Конечно, прямое перенесение этих данных на человека было бы слишком смелым. Но психологи и врачи сходятся в признании критической роли раннего детства для развития человека и формирования его стрессоустойчивости. Что же касается опухолей, то во многих последних исследованиях показано, что чувство беспомощности и безнадежности - один из основных факторов риска гибели от рака:
Каковы же основные условия преодоления раннего опыта естественной беспомощности и почему это преодоление может протекать не вполне успешно? Прежде всего, младенец должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач, единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным), является достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. Среди молодых матерей нередко бытует ошибочное и вредное представление, что не следует потакать капризам младенца и что можно отучить его от крика и плача, не обращая на него внимания. Во многих случаях этот способ действительно оказывается эффективным. Если при постоянном эмоциональном и поведенческом отклике на плач ребенка его крик через некоторое время может приобрести неприятно-требовательный характер и будет звучать при малейшем дискомфорте, то игнорирование плача более или менее быстро приведет к тому, что после этапа «закатывающегося крика» (попытке переломить ситуацию) он сначала перейдет в беспомощное, обиженное всхлипывание (ощущение собственного бессилия), а затем и вовсе прекратится, создавая у матери иллюзию успешной воспитательной акции. То, что ребенок при этом получит первый опыт бесполезности любых усилий, закрепляющий характерную для этого этапа жизни пассивно-оборонительную установку, останется за кадром.
Необходимо помнить, что младенец, если он здоров, плачет только тогда, когда испытывает реальный дискомфорт (сырая постель, голод, рези в желудке). Если он болен, внимание к нему тем более необходимо. Поэтому он должен постепенно приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

С молоком матери. Очень важные исследования, вскрывающие роль ранних контактов с матерью для всего дальнейшего развития ребенка, были проведены на обезьянах. После первых месяцев жизни обезьянок отделяли от матерей и подробно изучали динамику их поведения. Первой реакцией был острый страх и короткий, но бурный протест: обезьянка кричала, не подпускала к себе людей, трясла решетку клетки, ее поведение носило характер хаотической паники. Сразу вслед за этим развивалась типичная пассивно-оборонительная реакция по типу депрессии: малышки отказывались от еды, теряли всякий интерес к окружающему, апатично сидели в углу клетки, пугались любой неожиданности, у них появлялись соматические расстройства - язва желудочно-кишечного тракта, потеря веса, выпадение волос.
Если изоляция продолжалась достаточно долго, некоторые обезьянки гибли, а выжившие утрачивали способность к формированию нормальных отношений с матерью (после возвращения к ней) и с другими обезьянками. Резко нарушались сексуальные отношения. При этом снижалась их способность к обучению, возникали неспровоцированные агрессивные реакции.
Интересно, что весь этот синдром изоляции развивался даже в тех случаях, когда обезьянка могла постоянно видеть мать через стеклянную стену клетки, но была лишена телесного контакта с ней. Сходная симптоматика, хотя и менее выраженная, наблюдалась и в тех случаях, когда не было полной изоляции, а было только отделение от матери.
Крупный советский физиолог, основатель возрастной физиологии И. А. Аршавский показал, что для нормального физиологического развития ребенка необходимо раннее вскармливание грудью матери - не позднее 30 минут после рождения. В 1980 г. этот метод был принят Всемирной организацией здравоохранения как обязательный для всех стран. К сожалению, в нашей стране он не получил еще достаточного распространения и молодые матери получают своих детей для первого кормления через 2-3 суток. Между тем раннее вскармливание грудью не только повышает иммунную устойчивость младенцев и предотвращает их аллергизацию, но и является естественной составной частью раннего контакта с матерью.
Проведенное исследование убедительно показывает, какое большое значение для формирования психики и поведения ребенка имеет ранний эмоциональный и чувственный контакт с матерью. Более того, можно предполагать, что такой интимный контакт эффективен в значительной степени именно благодаря предупреждению пассивно-оборонительного поведения, отказа от поиска. Это вполне согласуется с результатами изучения так называемого детского госпитализма. Это характерный комплекс симптомов, развивающийся у детей, надолго оторванных от семьи и помещенных в лечебное учреждение. Они не только отстают от сверстников в интеллектуальном развитии, по и характеризуются неумением строить отношения с детьми и взрослыми, снижением жизненного тонуса, склонностью к депрессивным реакциям, низкой устойчивостью организма к разнообразным вредным воздействиям. Серьезной педагогико-психологической проблемой является также воспитание полноценных, прежде всего в эмоциональном отношении, детей в детских домах и приютах.
Учитывая незаменимую роль теплого отношения матери в преодолении естественной тенденции ребенка к пассивно-оборонительному поведению, следует приветствовать решение правительства о продлении отпуска по уходу за младенцем до 1,5 года. Слишком ранний переход детей в общественные учреждения может привести к необратимым изменениям их психики и поведения.

Детские психотравмы. И родители, и воспитатели ясель и детских садов должны понимать, в чем специфика развития ребенка и какой вред может нанести неправильное отношение к нему, игнорирование его естественных потребностей в ласке, опеке и поддержке. В этой связи особого внимания заслуживает также общая эмоциональная обстановка в семье (или в заменяющем семью коллективе), к которой ребенок особенно чувствителен. Семейные конфликты и ссоры в ближайшем к ребенку окружении, проявления взаимной неприязни неминуемо вызывают у маленького человека ощущение угрозы, неблагополучия, недостаточной защищенности, не говоря уже о том, что ухудшение настроения взрослых невольно сказывается и на их отношении к ребенку, на которого уже не хватает ни ласки, ни терпения. Все это в комплексе формирует детские психотравмы, которые, как показано во многих исследованиях, нередко на десятилетия предшествуют возникновению невротических и психосоматических расстройств. Объяснить это можно следующим образом. Пережив психотравмирующую ситуацию в том возрасте, когда он еще не способен к активно-поисковому ее преодолению, ребенок как бы закрепляется в своей исходной тенденции к пассивно-оборонительному реагированию, вместо того чтобы постепенно преодолеть эту тенденцию, «переболеть» ею.
Конфликтная, или стрессовая, ситуация, возникающая уже во взрослом состоянии и затрагивающая значимые эмоциональные отношения человека, превращается при этом в удар по слабому звену: с одной стороны, она провоцирует закрепленный с детства стереотип пассивно-оборонительного поведения в любой сложной обстановке, т. е. вызывает отказ от поиска способов разрешения конфликта. С другой -она некоторыми своими сторонами напоминает ту конкретную ситуацию в детстве, которая была психотравмирующей, и благодаря сильному запечатлению той ситуации воспроизводит и детский тип реагирования. Представляется, что именно такого рода наблюдения легли в основу утверждений Фрейда о роли детских психотравм в развитии заболеваний у взрослых и о том, что в основе неврозов и психосоматических заболеваний лежит регрессивное поведение. Ведь возврат к закрепленной в детстве пассивно-оборонительной реакции - это и есть регрессия поведения, г. е. снижение его уровня к более примитивному.

«С мамой не страшно». Какова же роль матери и всего ближайшего окружения в активном преодолении предпосылок к пассивно-оборонительному поведению? Наиболее общий принцип состоит в том, что ребенок должен с самого раннего возраста осторожно, но настойчиво побуждаться к доступной ему активности, конечно, обязательно под покровительством родителей или же заменяющих их лиц. Это покровительство нужно для того, чтобы столкновения с первыми трудностями не спровоцировали бы и не закрепили реакцию пассивного страха - рядом с матерью, под ее защитой ребенок гораздо менее склонен к таким реакциям, легче их преодолевает и готов на более активные попытки исследования окружающего мира.
За свободу движений. Огромную роль в дальнейшем развитии поисковой активности играют условия, обеспечивающие ребенку максимальную свободу движений. На этом вопросе стоит остановиться подробнее. Исследования И. А. Аршавского показали, что спонтанная двигательная активность ребенка является фактором, не только способствующим развитию мышечной системы, но и увеличивающим энергетические резервы организма. При этом организм приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. Таким образом, формируется система с положительной обратной связью, когда двигательная активность создает предпосылки для собственного развития. Но дело, по-видимому, не только.
В движениях как таковых. Для младенца движения - это фактически единственный способ исследования себя и окружающего мира, установления познавательных контактов со средой, и отсюда понятна огромная роль движений для развития психики и интеллекта. От действующих мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Во всех случаях, когда двигательные поведенческие реакции у детей определяются не внутренними побуждениями, не стремлением к контакту с миром, а вызываются принуждением извне, потенциально имеющиеся у каждого ребенка творческие задатки подавляются зачастую необратимо. С другой стороны, при параличах, которые не обусловлены тяжелым повреждением мозга, попытки, пусть даже не вполне успешные, осуществить разнообразные произвольные контакты со средой нередко выражены особенно ярко. Они, в частности, ориентированы на активную компенсацию имеющегося дефицита, на преодоление трудностей, что проявляется в стремлении приподняться, сесть, встать, пойти, - и в этих случаях развитие интеллекта не только не страдает, но может даже превзойти таковой у обычно развивающихся дегей. Дело, следовательно, не только и не столько в движениях как таковых, сколько в реализующейся через движения целенаправленной поисковой активности. Цель для человека, начиная с раннего возраста, подчеркивает И. А. Аршавский, в той мере, в какой она стимулирует активность, является самым организующим фактором его развития. Отсюда следует, что младенцу необходимо прежде всего предоставить условия для свободных спонтанных движений. А для этого необходимо уже в первые недели жизни отказаться от тугого пеленания и одевать ребенка в специальную свободную одежду. Вред пеленания не только физиологический, но и психологический, ибо оно закрепляет ощущение беспомощности и пассивной зависимости.

Чтобы малыш развивался. Младенца, освобожденного от пеленочных пут, необходимо достаточно рано и чем дальше, тем больше втягивать в различные игры - сначала простые, затем все более сложные.
Надо активно привлекать его внимание к людям и предметам, начиная с блестящих и звучащих игрушек, которые подвешивают над кроватью так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, прилагая, однако, для этого некоторые усилия. Необходимо почаще менять его положение в кровати и эпизодически брать его на руки, чтобы расширилось поле его зрения. В дальнейшем должен выполняться следующий принцип: по мере того как ребенок овладевает какими-то-навыками, задачи, которые ставятся перед ним в игровых ситуациях, должны медленно, но неуклонно усложняться. Родители должны быть всегда готовы прийти на помощь ребенку, если он с чем-то не справляется, прежде чем он впадет в отчаяние от своего бессилия. Однако не следует и спешить с предложением помощи, пока ребенок обнаруживает готовность попытаться решить задачу самостоятельно еще и еще раз. Необходимо следить, чтобы неудачи не следовали одна за другой, но и успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное - успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность. Достижение цели должно быть связано с преодолением препятствий, но сами они должны быть преодолимы. Чем старше становится ребенок, тем важнее соблюдать соотношение между успехом и неуспехом: комфортные, разнеживающие условия, удовлетворение всех желаний без поиска не менее вредно, чем постоянные удручающие неудачи. Необходимо помнить об опасностях «болезней достижения». Если даже у человека сформировалась потребность в поиске, но он, сознательно поставив себе сверхзадачу, достиг вожделенной цели, которую считает венцом всех усилий,- он находится в опасной ситуации.
Он может в дальнейшем активно подавить свою потребность в поиске из желания остановиться на достигнутом, из опасения, что дальнейшая поисковая активность сопряжена с риском потерять уже приобретенное. Такое опасение - первый шаг к пропасти. Но и постоянные неудачи в конце концов обесценивают активный поиск, вызывают не только чувство безнадежности, но и страха перед любыми усилиями, ибо они приводят к нескончаемым наказаниям. Вспомните чеховского героя из «Вишневого сада», получившего прозвище «двадцать два несчастья», - он заранее настроен на неудачу любого действия, а при такой установке шансы на неуспех обязательно возрастают.

Прогноз и активность. Здесь уместно сказать несколько слов о проблеме соотношения поисковой активности и прогноза. Как помнит читатель, неопределенность прогноза результата деятельности является непременным условием поискового поведения. Это как будто понятно - стопроцентный прогноз делает ненужным какой-либо поиск. Но так обстоит дело только с положительным прогнозом. При отрицательном прогнозе, даже если он вполне определенный, ситуация становится более сложной. Связь между поисковой активностью и вероятным прогнозом результатов деятельности демонстрируется следующим экспериментом. Проводилось трехэтапное исследование взрослых здоровых испытуемых, разделенных на 4 группы. На начальном этапе исследования испытуемые первой группы получали очень трудные задачи, ни одну из которых им не удавалось решить (0% успеха). Испытуемые второй группы получали очень простые задачи и легко их решали (100% успеха). Испытуемые третьей группы получали задачи, очень неравномерные по трудности, и в среднем справлялись только с каждой второй из них (50% успеха). После этого испытуемым всех трех групп и четвертой контрольной (которая до этого не участвовала в исследовании) предъявляли серию задач, не имевших решения. Это был второй этап эксперимента.
На завершающем этапе всем испытуемым предлагались средние по трудности, но вполне посильные для них задачи. Результаты эксперимента оказались неожиданными. Испытуемые первой, второй и контрольной групп, пережив на втором этапе исследования опыт неудачи, одинаково плохо решали не столь уж трудные задачи, полученные на заключительном этапе эксперимента. Только испытуемые третьей группы справлялись с этими задачами вполне успешно. Таким образом, полный и легко достижимый успех, характерный для испытуемых второй группы, не лучше сказывается на устойчивости к последующим неудачам, чем беспросветные поражения. А ведь направленность вероятностного прогноза, его «знак» в двух этих группах является прямо противоположным. Постоянные неудачи на начальном этапе эксперимента должны были формировать выраженный отрицательный прогноз, уверенность в неспособности контролировать ситуацию и справляться со сложностями. Неизменные удачи должны были формировать положительный прогноз, полную уверенность в способности владеть ситуацией. Но конечные результаты свидетельствуют о том, что эти характеристики прогноза в данном случае не являются определяющими. Если нет разницы между переходом к неизменным неудачам от постоянных удач, с одной стороны, и от постоянных поражений - с другой, значит, такой предварительный опыт и прогноз не являются решающими.
Более существенно то, что прогноз в обоих случаях абсолютно определенен, а стопроцентный прогноз, даже если это прогноз успеха, уменьшает поисковую активность и поэтому делает человека более уязвимым к последующим неудачам. Неизменное положительное подкрепление, если оно не требует серьезных усилий от человека, а обеспечивается как бы само собой, приводит к тому, что механизмы поисковой активности атрофируются и субъекту уже значительно труднее мобилизовать их при столкновении с жизненными трудностями. В то же время регулярное чередование удач и неудач, заданное для испытуемых третьей группы (и как чаще всего бывает в реальной жизни), сохраняет неопределенность прогноза и по меньшей мере не подавляет поисковую активность, а при благоприятном стечении обстоятельств может ее даже увеличить.
Однако это не означает, что одной неопределенности прогноза достаточно, чтобы возникло поисковое поведение. Возможен отказ от поиска и при неопределенном прогнозе результатов. Для этого нужно сочетание нескольких факторов. Нужно, чтобы ожидаемые отрицательные результаты поискового поведения оказались настолько значимыми и травмирующими для человека, что он предпочитает прекратить поиск. Это особенно вероятно, если потребность в поиске не очень велика, механизмы поисковой активности угашены предшествующими условиями жизни и если сложившаяся ситуация каким-то образом оживляет опыт раннего детства, когда отсутствие поискового поведения было естественным. Таким образом, если абсолютно определенный прогноз, особенно положительный, делает поисковое поведение ненужным и невозможным, то неопределенный прогноз хотя и требует поиска, но сам по себе обеспечить его не может.

Не умирай раньше смерти. Из описанного выше эксперимента с четырьмя группами испытуемых вытекает еще один важный вывод о чередовании успехов и неудач, существовании определенного баланса между ними, который при активном поисковом поведении должен быть сдвинут в сторону успеха. Если опыт такого поведения обеспечивал высокий уровень успеха, то поиск может достаточно длительно сохраняться даже в безнадежной ситуации. Это не значит, разумеется, что человек не способен адекватно оценить подобную ситуацию, не замечает ее бесперспективности. Просто весь предшествующий опыт жизни и преодоления трудностей, ранее сформированные и оправдавшиеся прогнозы как бы вступают в противоборство с оценкой данной ситуации. Человек вопреки всему пытается ее преодолеть, переломить и в конечном итоге выигрывает, хотя бы в отношении своего здоровья.
Устойчивость к неудачам - ценнейшее человеческое качество. Недаром в нашем речевом обиходе так много формулировок типа: «Не унывай», «Не вешай нос», «Выше голову» и т. п. А в колонии А. С. Макаренко даже висел лозунг: «Не пищать!» Все эти призывы выражают глубокую народную мудрость, которая высоко ставит твердость духа и активность поведения в трудных ситуациях.
Эта жизненная мудрость нашла отражение в старой сказке о двух лягушках, которые забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы и пошла на дно. А другая барахталась, барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Сказка заканчивается поучением, адресованным первой лягушке, погибшей в горшке со сметаной: не падай духом, не умирай раньше смерти.
Исходно высокая поисковая активность может сохраняться в объективно безнадежной ситуации и может быть направлена на изменение самого прогноза, т. е. на отыскивание или создание новых, ранее неучтенных шансов. Здесь открывается дорога творчеству, потенциальные возможности которого ничем принципиально не ограничены. А там, где начинается творчество, там уже невозможно говорить о 100%-ном отрицательном прогнозе.

«И более всего - ты человек». Наконец, у человека, в отличие от животных, есть еще одна возможность направления поиска в ситуации, которая расценивается как безнадежная и могла бы привести к капитуляции и отказу. Поиск может быть направлен не столько на изменение самой ситуации, сколько на организацию собственного поведения, позволяющего сохранить самоуважение, устраивающее субъекта представление о самом себе, его «Я-концепцию». «Я человек, и потому не имею права позволить себе зависеть от обстоятельств. Как бы они ни складывались, я обязан вести себя достойно и доказать (прежде всего себе самому), что я действительно сильный и цельный человек, каковым я себя представляю». Организация и поддержание такого поведения требуют поиска, а 100%-ный прогноз того, удастся ли сохранить такую позицию при самых тяжелых обстоятельствах, заведомо невозможен.
До сих пор мы обсуждали проблему поисковой активности как общебиологическую и подчеркивали сходство между человеком и животными как в проявлениях поискового поведения, так и в его влиянии на здоровье. Но было бы серьезной ошибкой игнорировать принципиальные отличия человека даже от высших животных в характере и направленности поиска. Речь идет прежде всего о том, что именно у человека поисковое поведение перестает быть только лишь ситуативным (обеспечивающим удовлетворение потребности в пище, безопасности и продолжении рода), а нередко становится самоцелью и реализуется в творчестве. Поиск выхода из неприемлемой ситуации и поиск новых смыслов, характерный для человеческого творчества, хотя и оказывают сходное влияние на физическое здоровье, во многом отличаются друг от друга, и в дальнейшем мы остановимся на этом подробнее. Но, сверх того, способность к выделению себя из внешнего мира, к самовосприятию открывает человеку возможности для поиска собственного «Я», для становления как личности. Поиск собственного «Я» - это поиск своего места в мире, поиск смысла существования, поиск ответов на самые основные, вечные вопросы: «Что я такое?», «Для чего я живу?», «Что я ищу в отношениях с другими людьми?», «Что представляют собой эти другие люди?», «Что означают для меня человеческая история и культура?». Окончательных, однозначных и всеобщих ответов на эти вопросы не существует, но постоянный поиск таких ответов и представляет собой то, что называется духовностью. Духовность подразумевает творчество не только в виде создания новых идей или произведений, имеющих объективную значимость и ценность, но и в смысле построения своего внутреннего мира, что требует не меньших творческих усилий. Поэтому духовность- это присущая именно человеку форма поисковой активности.

В поисках самого себя. Философ А. С. Арсеньев полагает, что развить в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему вскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми - это и есть основная задача обучения и воспитания. Поиск себя и сотворение себя - это тоже своеобразный творческий процесс, который принципиально неисчерпаем и не имеет границ. Ведь никто не может с достаточным основанием утверждать, что достиг вершины самопознания. Правда, в некоторых философских учениях Востока поиск своего «Я» и своего места в жизни рассматривается как якобы конечный процесс, и полное самопостижение выглядит как достижимый результат. Более того, существуют направления в индийской философии, настаивающие на отказе от какого бы то ни было поиска самого себя и провозглашающие изначальное совпадение человека со своим идеалом: «Не надо ни к чему стремиться, ибо все уже дано». Но есть серьезные основания полагать, что такие представления носят скорее психотерапевтический характер, освобождая человека от парализующего его страха перед недостижимостью желанной цели самосовершенствования, предотвращая отказ от поиска и восстанавливая естественность и непосредственность поведения. Если бы полное и окончательное постижение своего «Я» (и мира человеческих отношений, без которого «Я» просто не существует) было действительно возможно, это означало бы остановку в духовном развитии личности, ее окостенение и омертвение, ибо только постоянное движение обеспечивает полноценную жизнь человеческого духа. И именно поэтому поиск самого себя и своего места в мире - самый универсальный тип поисковой активности, более всего гарантирующий от состояния отказа и капитуляции. Но для его осуществления необходима достаточная зрелость личности, хотя и сам он, в свою очередь, способствует ее дальнейшему развитию.

«Деток уважьте!» Одним из основных условий становления личности является серьезное отношение к самому себе как человеку с самого раннего возраста, а это невозможно без серьезного и уважительного отношения к ребенку со стороны значимых для него взрослых. Когда мальчики, из которых потом выросли выдающиеся поэты, ученые и общественные деятели России, съехались в Царскосельский лицей, они знали о надеждах, возлагавшихся на них учителями, и повседневно ощущали эти надежды, серьезное и уважительное отношение к себе. Полагаем, что это в немалой степени способствовало их быстрому и полноценному духовному созреванию. В современной школе не только в начальных, но и в последующих классах к ученикам относятся в большинстве случаев без подлинного интереса и уважения, в результате у них нет никаких оснований для принятия самих себя всерьез». Не с этим ли во многом связана инфантилизация подрастающих поколений со всеми ее последствиями?.. Между тем педагог и писатель Е. А. Макарова, занимающаяся художественным воспитанием малышей, подметила, что те дети, которые наряду с общеобразовательной школой серьезно занимаются чем-то еще (музыкой, изобразительной деятельностью, спортом) дома, в кружках или спецшколах или глубоко интересуются какой-то наукой, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психологически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Немалую роль в этом играет, по-видимому, серьезное и заинтересованное отношение к человеку как к творческой и потенциально многообещающей личности. Из этого должен быть сделан вывод о необходимости изменения самого стиля отношений между учителем и учеником, между родителями и детьми. Не случайно эта мысль прозвучала в пьесе А. М. Горького «На дне»: «Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности - интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

(Visited 64 times, 1 visits today)

Нашла в интернете, может кому пригодится.

Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И если общительность и желание ребенка быть на виду легко поощрить и поддержать, то что делать с замкнутым малышом - совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в этой стремительной жизни, не изменяя своей природе?

Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет
В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок – интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.

«Обретение своего «я» у всех детей происходит за счет общения с окружающими, − говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. − Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения «Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку» могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».

И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной.

Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления ему, скорее всего, захочется в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь

Ваши ожидания - это ваши проблемы, а не ребенка
Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право – быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка – это попытки растормошить и «ускорить» малыша.

«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, − говорит детский психолог Мария Чибисова. – Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».

Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.

приятных сюрпризов»
Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?

Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни
Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, малыш удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.

ОСОБЕННО ВАЖНО
Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, он совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».

Выясняйте отношения с ним без свидетелей
Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта
Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа – способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.

Подбирайте ему занятия по темпераменту
Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность − изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».

В результате не очень контактный по природе ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней. «Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, − считает Мария Лекарева-Бозененкова. – Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям.

Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет». Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны – это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.

Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта
«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, − утверждает Мария Чибисова. − Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент». Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.

1. Перед тем как малыш пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.

2. Если ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.

3. Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив − не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые
Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

Воспитание детей

2625

14.04.13 10:08

Любая мама, услышав от чужого человека (воспитателя, подруги, родственника), что ее ребенок необщительный, очень сильно удивляется. Как такое может быть, ведь они с ним очень много играют, разговаривают.

А в процессе совместной игровой деятельности малыш разворачивает такие занимательные сюжеты, что не общаться с ним становится просто невозможно! К сожалению, как бы замечательно и весело не было маме со своим дитем, какой бы он выдумщик не был, не является показателем того, что он может играть и полноценно общаться с другими детьми.

Проблема замкнутости и малой общительности проявляется наиболее ярко тогда, когда малыш начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или так называемые «группы развития».

Наблюдая за ним можно заметить его желание держаться в сторонке от остальных, а при приближении к нему другого ребенка с предложением поиграть или посмотреть на его игру, он сразу прекращает свою бурную деятельность, собирает игрушки и как бы «отгораживает» их ото всех. Он таким образом оберегает свое личное пространство, в которое не хочет никого впускать.

Иногда родители на данное поведение смотрят со снисхождением. Они говорят, что достаточно немного подождать, их чадо подрастет и все изменится. Либо высказывают мнение об опережающем развитии малыша, которому играть с одногодками неинтересно в силу различий интересов.

Но все это обычные родительские заблуждения, которые в скором будущем могут стать причиной отторжения ребенка из детского общества. А результат этого может быть достаточно плачевным:

  • отсутствие друзей;
  • игнорирование не только со стороны детей, но и взрослых;
  • потеря личного достоинства, так как оно не подтверждено со стороны;
  • заниженная самооценка;
  • озлобленность;
  • одиночество.

И это далеко не все проблемы, которые могут подстерегать в будущем малыша, так и не сумевшего научиться общаться.

Если ты все-таки увидела и согласилась с существующей проблемой в общении своего ребенка, то не стоит паниковать. Она легко разрешима, надо только запастись терпением и желанием помочь малышу. Эта «работа» по преодолению необщительности будет идти в несколько этапов.

Для начала стоит понять, в чем причина. Чаще всего детские психологи говорят о «боязни чужих ». А боится он потому, что мама – это центр его маленькой вселенной.

Малыш настолько привык только к совместному с ней общению, что не допускает вероятности и возможности его еще с кем-то. Ведь мама не будет кусаться, драться, забирать любимую игрушку. И если предложит интересную игру, то лишь поможет играть, а не станет главным ее героем.

Скажешь, что это чистейшей воды эгоизм, и будешь права. Так уж устроено природой, что малыш до 7 лет не способен самостоятельно бороться с этим чувством, оно пройдет, потом, но только при твоей помощи.

Что же делать? Как помочь ребенку избавиться от этого страха?

Во-первых , стань активной участницей не только игр со своим ребенком, но и с другими детьми в песочнице. Не стесняйся этого. Вот увидишь, что через пару таких твоих «выходов» к вашим играм присоединяться и другие мамы.

А эффект будет поразительным: ребенок увидит собственными глазами, что другие дети совсем не «страшные», они умеют играть и у них есть свои игрушки, тоже интересные и красивые, поэтому ни кто не будет стремиться забрать его любимую лопатку, машинку или куклу.

Мало того ему очень захочется попросить на время игры чужую игрушку. Смело вступай в действие, сначала сама покажи пример, как надо просить, потом, предложи это сделать ему самому.

Во-вторых , приглашай, хотя бы раз в неделю в гости детей, с которыми вы вместе гуляете. Главное тут то, что в этом случае ребенок находится на своей территории, он хозяин и ему значительно проще наладить контакт.

Помни, первое время обе мамы должны быть рядом с детьми неотрывно. После нескольких таких визитов можно будет ограничиться присутствием рядом, а через месяц взрослые спокойно пойдут пить чай, пока малыши увлеченно играют.

В-третьих , когда пройдет этап «адаптации в песочнице », начинай учить малыша фразам и ответам на завязывание разговора: «Здравствуй, меня зовут….», «Спасибо, давай поиграем вместе…», «Давай вместе сделаем вот так…» и т.д.

В-четвертых , не допусти ряда ошибок, иначе все твои труды потерпят крах: не навязывай ребенку общение, он сам должен выразить желание, заразившись твоей игрой с другими детьми; на время забудь частицу «не-», она на ребенка действует прямо противоположно; заканчивай прогулку добрыми словами по отношению к другим участникам игр; обязательно поговори с малышом, выясни его отношение к происходящему и товарищам по игре, это очень важно для понимания чувств, переживаний малыша и к тому же поможет тебе найти новые способы мотивации его на общение.

И главное, наберись терпения , помни, что для закрепления навыка в поведении дошкольника требуется двадцатикратное его повторение. А в остальном тебе поможет твоя большая любовь и забота о будущем твоего «маленького солнышка».