Конспект занятия внеклассного чтения на тему В. Осеева "До первого дождя". Художественно-эстетическое развитие (развитие читательских умений) Тема: В. Осеева «До первого дождя» Конспект занятия осеева до первого дождя
Главные героини рассказа Осеевой «До первого дождя» — две подружки, Таня и Маша. В детский сад они всегда ходили вместе. Однажды, когда девочки вдвоем шли в детский сад, начался ливень. У Маши был плащ, ей дождь был не страшен, а вот Таня шла в одном платье.
Чтобы не промокнуть, девочки побежали. Таня стала просить у подруги, чтобы та сняла плащ. Тогда они смогли бы вдвоем укрыться этим плащом. Но Маша боялась промокнуть и не стала снимать плащ.
Воспитательница удивилась, увидев промокшую Таню и совершенно сухую Машу. Она знала, что девочки всегда ходят вместе, и ее удивило, что одна из них промокла, а другая – нет. Тогда Таня пояснила, что у нее плаща не было, а у Маши он был.
Воспитательница сказала, что девочки могли бы вместе укрыться Машиным плащом и что их дружба – до первого дождя. Маше стало стыдно, и она покраснела.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «До первого дождя» заключается в том, что истинная дружба познается в экстремальных ситуациях. Маша и Таня считали, что они настоящие подруги, но случай под дождем показал, что это не так.
Рассказ «До первого дождя» учит не быть эгоистом и помогать тем, кто попал в сложную ситуацию, особенно близким и друзьям.
Какие пословицы подходят к рассказу «До первого дождя»?
Самый чудесный дар, сделанный людям после мудрости, - это дружба.
Друг познается в беде.
Настоящая дружба правдива и отважна.
Дружба до порога.
по теме: В. Осеева «До первого дождя»
Цель : расширять кругозор детей в области детского чтения,
знакомить с многообразием детской литературы для чтения.
Задачи:
Познакомить с рассказом В. Осеевой «До первого дождя»;
Развивать слуховое восприятие, речь, память, воображение;
Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство дружбы, самокритичность.
Оборудование: портрет В. Осеевой, книги для выставки, книги для детей, иллюстрации к рассказу, пословицы, сувениры для награждения.
Ход занятия:
Орг. момент.
Какой сегодня день недели?
Какой он по счету?
Что у нас сейчас по режиму?
Чем занимаемся на внеклассном чтении?
Сегодня наше занятие пройдет в форме игры- путешествия в город Читайск.
А как лучше путешествовать одному или с друзьями? (ответы детей)
Почему лучше путешествовать с друзьями?
Сегодня мы полетим на самолете. Приготовьтесь к полету. Займите места в самолете, пристегните ремни, заведите мотор. Начинаем отсчет: три, два, один, пуск. (дети изображают полет в самолете).
Объявляется посадка. Дети садятся на свои места.
Прочитайте название города, в котором мы совершили посадку.
Читайск (дети читают хором)
Как вы думаете, чем занимаются жители этого города? (ответы детей).
Но в сам город мы не можем войти, на пути 2 высокие горы. Мы должны преодолеть препятствия, взобраться на вершины этих гор. Взобраться на вершины гор нам помогут внимание, смекалка, выдержка, взаимовыручка.
Вершина первой горы называется «ОТ-ГА- ДАЙ» (читают хором)
Что нужно сделать, чтобы взобраться на вершину? Внизу конверт с заданиями.
Викторина по прочитанным книгам.
(Мы познакомились с творчеством В. Осеевой.)
Назовите этот рассказ (по иллюстрации)
Найдите, прочитайте «волшебное слово», которое помогло Павлику наладить отношения с родными?
К какому рассказу относится этот предмет? (носовой платок)
Молодцы! Первое испытание вы выдержали. Давайте отдохнем и дальше двинемся в путь.
Физминутка.
Мы подошли к подножью второй горы. Прочитайте, как она называется. («ПО-ЧИ- ТАЙ») Как вы думаете, чем мы должны заниматься у этой горы? Посмотрите и скажите, какой рассказ мы должны прочитать? («До первого дождя»)
Внимательно прослушайте этот рассказ. После чтения вы должны ответить на вопросы:
Назвать главных героев рассказа.
Чтение рассказа воспитателем.
Самостоятельное чтение учащихся. (Индивидуальная работа со слабо читающими учащимися)
Работа по содержанию.
Какими были отношения между девочками в самом начале рассказа?
Как изменились отношения между Таней и Машей после дождя?
Почему?
Как вы думаете, поняла ли Маша свою ошибку?
Хотели бы вы иметь такую подругу, как Маша? Почему?
Чтение по ролям (разговор между девочками)
Игра «Поставь в нужном порядке» - воспроизвести рассказ по картинкам- иллюстрациям.
Итог
Понравился ли вам рассказ?
Кто из детей понравился больше?
Чему учит рассказ?
Дети делают вывод: учись дорожить дружбой с детства.
Ребята, мы выдержали и второе испытание. Как вы работали на занятии вы должны оценить себя сами. Достаньте из конвертов кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Если вы считаете, что работали отлично, отложите кружок красного цвета, хорошо- кружок зеленого цвета, если думаете, что работали сегодня не очень хорошо- кружок желтого цвета.
А теперь давайте отдохнем.
Игра «Комплименты»
Мы подошли к г. Читайску. Интересно, что приготовили нам жители этого города? (Сюр-при-зы)
Жители города приготовили вам записные книжки. В них вы будете записывать понравившиеся пословицы и поговорки о дружбе. Вот некоторые из них.
Друзья познаются в беде.
Нет друга- ищи, а нашел – береги.
Дружба во всех делах помощница.
Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
Какая из этих пословиц больше всего подходит к рассказу В. Осеевой «До первого дождя»?
А сейчас прошу занять места в самолете. Мы отправляемся назад, в свой класс.
Понравилось вам наше путешествие?
Что больше всего понравилось?
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
До первого дождя
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
- Жара стояла над землей уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно “невооруженным глазом”. – Как это можно увидеть жару? – спрашивала всех Таня....
- У одной женщины была дочь Маша. Маша пошла с подругами купаться. Девочки сняли рубашки, положили на берег и попрыгали в воду. Из воды выполз большой...
- Варя проснулась на рассвете, прислушалась. Небо чуть синело за оконцем избы. Во дворе, где росла старая сосна, кто-то пилил: жик-жик, жик-жик! Пилили, видно, опытные люди:...
- Жили-были на сем свете две сестрицы, обе вдовы, и у каждой было по дочери. Одна из сестер умерла и дочь свою оставила сестре на попечение;...
- Через 3 года Полине будет 9 лет. Скажите возраст Полины 3 года тому назад. (Ответ: 3 Года Назад Полине Было 3 Года) Антон помогал маме...
- I – Господи, как он вырос, совсем молодым человеком стал. Я тебя помню еще во-от таким малюсеньким. – При этом жест рукой, показывающий пол-аршина [около...
- Жил-был барин; у него была жена добрая, а дочь красавица - звали ее Машею. Только жена-то померла, а он на другой женился - на вдове;...
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Новая игрушка
Дядя сел на чемодан и вынул записную книжку. – Ну, ребята, что кому привезти?
– Мне куклу! – сказала Маша.
– А мне мячик!
– Тележку! Автомобиль! – кричали ребята.
Один Петя молчал. У него дома весь угол был завален игрушками, и Петя никак не мог вспомнить, чего у него нет.
Ребята просили то одно, то другое, и дядя всё записывал в свою книжку. А потом, раздвинув кучку ребят, он притянул к себе Петю.
– Ну, а ты, Петух, что молчишь?
Петя покраснел, губы у него задрожали.
– У меня... всё есть, – сказал он и заплакал.