Основные техники запоминания. Приемы запоминания информации Мнемоника и мнемотехника. Что такое? Кому подходит


Качество запоминания информации не зависит от ее объема , оно обусловлено двумя факторами:

  • вниманием в процессе заучивания;
  • повторением для, собственно, самого запоминания.

Если нужно запомнить иностранные слова или сложную терминологию, помогут мнемотехники. Если же нужно выучить большой параграф или много билетов к экзамену, то закрепить материал надолго в памяти позволит систематическое повторение.

Рассмотрим подробнее эти техники

Мнемоника

Для нашего мозга любая информация – это нейронные связи.
Чем прочнее создана эта связь, тем прочнее «отпечатывается» материал в памяти. Однако запомнить большой объем новых, иностранных или сложных слов (терминов) бывает непросто. Мнемотехники – это специальные приемы, позволяющие связать новую информацию с уже имеющейся, т.е. создать связь между словами, которая позволит вспомнить одно через другое.

Поскольку эти техники основаны на ассоциациях, вам необходимо их создать самостоятельно, ведь у каждого человека собственные представления о каких-то вещах. Например, термин или иностранное слово напоминают вам какую-то ситуацию из жизни или созвучно с чем-то знакомым. При заучивании этого слова отметьте эту связь, даже если она не является логичной.

Дворец памяти или Чертоги разума Шерлока

Этот метод запоминания тоже основан на мнемотехнике, однако здесь не нужно придумывать к каждому слову свою ассоциацию. Весь материал, который нужно запомнить, вы мысленно помещаете в знакомое вам место – это и есть тот самый дворец.

Например, это может быть ваш дом, где вы досконально помните все детали, или любимый парк, в котором вы часто гуляете и сможете ориентироваться «с закрытыми глазами». При заучивании информации раскладывайте предметы (слова, термины) или даже создавайте целый сценарий событий, отражающий материал. Чтобы вспомнить все, что вы учили, вам будет достаточно мысленно пройтись по своим «чертогам» и цепь событий восстановится сама.

Повторение – мать учения

А теперь о повторении. Создав однажды свои ассоциативные ряды или сценарии, вы можете со временем упустить какие-то детали. Чтобы этого не произошло, нужно регулярно повторять материал. Немецкий психолог Герман Эббингауз в рамках изучения функции памяти провел эксперимент, который доказывает, что без повторения новая информация быстро забывается. В связи с чем создал рекомендации, как правильно повторять. Причем в зависимости от того, как надолго вам нужно запомнить материал (на всю жизнь или только чтобы сдать экзамен), режим разный.

- первое повторение – сразу по окончании чтения;

- второе повторение – через 20 минут после первого повторения;

- третье повторение – через 8 часов после второго;

- четвертое повторение – через 24 часа после третьего.

Если нужно запомнить надолго:

- Первое повторение – сразу по окончании чтения;

- второе повторение – через 20-30 минут после первого повторения;

- третье повторение – через 1 день после второго;

- четвертое повторение – через 2-3 недели после третьего;

- пятое повторение – через 2-3 месяца после четвертого повторения.

Память является одной из высших психических функций мозга, поэтому при грамотном использовании этой функции, вы не будете испытывать трудностей при запоминании и вспоминании информации.

Как и другие функции мозга, память необходимо постоянно тренировать.
Иначе вы будете забывать, выключили ли утюг и куда припарковали машину, не говоря уж о заучивании больших параграфов. А поскольку память неразрывно связана с вниманием (помните, это одно из условий успешного запоминания?), то их надо тренировать комплексно. Память нам нужна не только при выполнении ежедневных дел, все наши воспоминания формируют нашу картину мира. Поэтому крайне важно увеличивать объем рабочей памяти, улучшать качество и быстроту запоминания, а также способность отыскать в памяти нужную информацию в нужное время.

Для тренировки памяти еще с детства нам говорили учить стихи. Это действенный метод, но не единственный. Тем более, сложно себя заставить делать это регулярно.

Онлайн-технологии позволяют тренировать и память, и внимание комплексно и даже играючи, не мучая себя нескладными рифмами. Один из таких сервисов – Викиум, онлайн-тренажеры для улучшения работоспособности мозга. Они выполнены в игровой форме, но имеют под собой научную основу. Кроме того, сервис выстроит персональную программу тренировок и будет присылать напоминания о ежедневной тренировке. Вы увидите свой прогресс, сильные и слабые стороны, и даже можете посоревноваться с другими людьми с пользой для своего ума.

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Каждый день мы сталкиваемся с огромными потокам различной информации: текстовой, графической, цифровой, аудио или видео. Как быть, если возникла необходимость эту информацию сохранить, но под рукой не оказалось ручки и записной книжки?

Отвечая на этот вопрос, некоторые из вас вспомнят, что существую специальные способы, которые позволяют сделать запоминание быстрым и эффективным. А что это за волшебные инструменты и как их использовать? Рассмотрим ниже.

Мнемоника и мнемотехника. Что такое? Кому подходит?

Искусство запоминания — это и есть мнемоника. Мнемотехника — это набор приемов, способов и методов, для более эффективного и быстрого усвоения информации.

Каждый желающий, уже после первого ознакомления с базовыми принципами работы мнемотехники, сможет легко применить полученные знания на практике и получить отличный результат.

Прямо сейчас предлагаем провести интересный эксперимент. Ваша задача запомнить список из 15 незнакомых слов, прочитав его всего один раз:

  1. блюдце
  2. ковер
  3. щетка
  4. кирпич
  5. кольцо
  6. бочка
  7. ракета
  8. медведь
  9. конфетти
  10. копье
  11. подушка

Теперь постарайтесь вспомнить все слова и зафиксировать результат на листочек. Позже мы еще вернемся к данному списку.

Но прежде, рассмотрим в чем состоит суть работы мнемотехники, а также проведем обзор самых распространенных техник для запоминания информации.

Секрет эффективного использования мнемотехники

Суть мнемотехники заключается в том, что мы необходимую для запоминания информацию преобразуем в визуальные образы, то есть представляем ее в виде картинок в нашем воображении, а затем уже удобным для себя способом сохраняем в памяти.

Дело в то, что мы очень хорошо запоминаем визуальную информацию. Это родной язык нашего сознания. Отличным примером этого является то, как запоминает маленький ребенок, который еще не умеет говорить, писать, читать.

При этом, используя приемы мнемотехники, важно создавать образы:

  1. Яркие. Чем насыщеннее, тем лучше.
  2. Крупные. Независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет в реальной жизни, то в воображении он должен быть крупным.
  3. Цветные. Лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
  4. Объемные. Не плоские, а как 3D-картинки.
  5. Детальные. Можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Например:

  • На цифру 2 (два) — образ ЛЕБЕДЬ, так как они визуально похожи между собой;
  • 0 (ноль) — СОЛЬ, так как созвучно.
  • 11 (одиннадцать) — БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ
  • Анна — ВАННА
  • Химия — МЕНДЕЛЕЕВ
  • грусть — ЗОНТИК

Мы представляем такие образы, которые легко представить в воображении. После чего уже переходим к самим приемам.

При этом большинство из них нам знакомы еще с детства. Однако они позволяют запоминать информацию лишь в маленьких количествах. Для работы с огромными объемами информации существуют другие способы мнемотехники.

Чтобы вы могли сравнить и ощутить эффективность, рассмотрим и те и другие техники.

Основные приемы мнемотехники

АКРОСТИХОТВОРЕНИЕ

Этот способ позволяет зашифровать в начальных буквах слова, словосочетания или отдельной строки стихотворения какую-то информацию , напрямую не относящуюся к их содержанию.

Например: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Знакомо? Верно. Так, мы можем запомнить цвета радуги по порядку. Происходит это благодаря тому, что первая буква каждого слова совпадает с первой буквой цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

МНЕМОФРАЗА

Под этим способом подразумеваются словосочетания или предложения, которые позволяют запомнить какие-то правила в русском языке, геометрии или физики, или в различных других науках и областях.

Например:

Уж замуж невтерпёж. Таким образом мы запоминаем наречия, которые пишутся без мягкого знака.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Здесь идет употребление «одевать» и «надевать».

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

МНЕМОСТИХ

Это искусственно придуманный стих , который помогает легче запоминать определенную информацию

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть

Метод позволяет запомнить первые 7 знаков в числе Пи после запятой: 3,1415926..

Теперь перейдем к способам, с помощью которых вы сможете запоминать большие объемы информации, имена людей, номера телефонов.

МЕТОД “ИСТОРИЯ”

Задача этого метода соединить визуальные образы в необычную, забавную, веселую, бредовую историю. Чем интереснее и необычнее она будет, тем лучше Вы запомните нужные слова.

Для примера возьмем список из 10 слов:

  1. кукла
  2. чайник
  3. трава
  4. кроссовок
  5. ворона
  6. табурет
  7. цветок
  8. перья

А теперь представьте, как Кукла взяла чайник и стала поливать из него водой траву. Из травы начал расти кроссовок, на который села ворона с кремом в клюве. Она сильно давит на тюбик с кремом и из него выдавливается табурет, на котором сидит жирный слон. У слона в хоботе зажат цветок. А вместо лепестков у цветка перья.

МЕТОД «ЦЕПОЧКА»

Его суть заключается в том, что мы здесь уже не придумываем историю, а просто соединяем образы друг за другом.

Возьмем тот же список, который запоминали методом «История» и сравним:

Кукла держит чайник. Чайник на глазах зарастает травой. Из травы торчит кроссовок. Внутри кроссовка сидит ворона. Вместо крыла, у нее тюбик с кремом. Крем вытекает и капает на табурет. За ножку табурета держится слон. У слона вместо хвоста цветок. Из цветка торчат перья.

Таким образом, присоединяя последовательно один образ к другому, мы только что запомнили список из 10 слов.

В случае забывания одного звена цепочки, есть шанс, что воспроизвести оставшиеся не представится возможным.

Избежать такой неприятной ситуации поможет следующий способ.

МЕТОД «ЛОКАЦИЙ»

В мнемотехнике это самая продвинутая техника запоминания. Её суть заключается в том, что мы выделяем хорошо знакомые нам элементы в помещении, либо на маршруте в городе, а затем к этим деталям присоединяем нужные визуальные образы.

Часто можно встретить другие названия этого метода. Например, “Дворец памяти”, римских комнат, Цицерона, мест. Все это будет описанием одной и той же техники запоминания.

Давайте рассмотрим примеры локаций:

  1. В помещении: комод, шкаф, диван, стол, стул, компьютер.
  2. На маршруте: урна, остановка, дорожный знак, магазин.

Теперь возьмем помещение (каждый здесь может представить свою комнату) и выделим в нем 10 объектов. Затем запомним на них наш список из 10 слов.

  1. Выделяем: дверь, выдвижной ящик, раковина, кран, мультиварка, плита, вытяжка, стол, окно, батарея.
  2. Представляем: из двери торчит кукла. В выдвижном ящике стоит чайник. В раковине растет трава. Из крана наполовину торчит кроссовок. Мультиварку открывает ворона.

Крем расплавился на плите. В вытяжку засосало табурет. За столом сидит слон. На окне растет цветок. Батарея насквозь проткнута перьями.

Важно! Чтобы надежно закрепить информацию в нашем сознании, необходимо каждую связь образа с локацией удерживать в течение 5 секунд в воображении и только потом переходить к соединению следующих.

Единственным его минусом является то, что самое эффективное использование этого метода мнемоники возможно тогда, когда в голове есть уже готовые локации, то есть объекты заранее выделены.

Видео: мнемотехника и мнемоника

Практика применения

Любой навык необходимо закреплять на практике. Мнемотехника не исключение.

Поэтому сейчас мы вернемся к нашему эксперименту.

Ваша задача, уже опираясь на полученные знания, выбрать и попробовать запомнить список из 15 слов, что был в самом начале этой статьи, наиболее понравившимся методом. Для удобства дублируем слова:

  1. блюдце
  2. ковер
  3. щетка
  4. кирпич
  5. кольцо
  6. бочка
  7. ракета
  8. медведь
  9. конфетти
  10. копье
  11. подушка

Теперь зафиксируйте результат и сравните его с первоначальным!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

За последний год я прочитала около 40 книг самых разных жанров - от триллеров до исторических романов - и не запомнила практически ничего: герои и события если и остались в памяти, то перемешались между собой. Согласитесь, смысла в таком чтении мало, ведь настоящее удовольствие от хорошей книги состоит в том, что ты можешь мысленно к ней вернуться и вновь пережить те же эмоции, которые испытывал во время чтения. Поэтому я решила опробовать на себе различные техники запоминания, найденные на просторах интернета. Скажу сразу: если отнестись к ним серьезно, они работают.

Специально для читателей сайт я расскажу о том, какие техники «прокачки» памяти сработали в моем случае.

То, что я назвала «техникой радуги» для запоминания слов

Еще в школе, чтобы запомнить порядок расположения планет (Плутон тогда еще считали планетой), я придумала так называемую считалку по принципу всем известной «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Выглядела она так:

М ишка - М еркурий
В ымазал - В енера
З еленкой - З емля
М орду - М арс
Ю жной - Ю питер
С тороной - С атурн
У пав - У ран
Н а - Н ептун
П узо - П лутон

Несмотря на то, что предложение в общем-то не имело смысла, запомнить правильный порядок расположения небесных тел удалось с первого раза. Конечно, можно было воспользоваться готовой схемой , однако гораздо проще запомнить что-то, что придумал ты сам.

Эту технику можно использовать в любом случае, когда вам необходимо запомнить какую-либо последовательность. Например, на тот момент, когда я начала пробовать мнемотехники, мне нужно было запомнить «порядок» жен Генриха VIII:

  1. Екатерина Арагонская
  2. Анна Болейн
  3. Джейн Сеймур
  4. Анна Клевская
  5. Екатерина Говард
  6. Екатерина Парр

Чтобы облегчить задачу, отбросим имена, тем более что трех из них звали Екатеринами, и можно запомнить, что так звали первую и двух последних жен Генриха. Кстати, оказалось, что если запомнить фамилии, то имена автоматически к ним «прикрепятся». Осталось только придумать считалку. И раз уж мы говорим о короле, придумаем что-то относящееся к аристократам:

А рагонская - А патичный
Б олейн - Б арон
С еймур - С казал
К левская - К упить
Г овард - Г олубой
П арр - П арик

Несовершенство подобного способа состоит в том, что приходится запоминать и слово, и ассоциацию на него. Но если вам необходимо запомнить порядок, он подходит как нельзя лучше. С того момента, как я заучивала жен, прошел месяц, однако я и сейчас прекрасно их помню. И фамилии, и имена.

Запоминание цифр

Этот способ, основанный на методе заучивания последовательности цифр в числе пи , подойдет для запоминания не очень длинных рядов чисел, например номеров телефонов и банковских карт, паспорта, ИНН и других документов. Суть его в том, что нужно придумать предложение, в словах которого число букв соответствует цифре. Например, вам нужно запомнить номер банковской карты, который выглядит так:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Предложение должно быть не просто набором слов, иначе вы его не запомните. Кроме того, оно должно быть близко лично вам. Например, вы увлекаетесь рисованием, значит, вы можете придумать такое предложение:

Художник вчера написал пейзаж, но пошел мощнейший ливень и размыло все цвета. Было обидно, он заплакал.

Второй способ, который в моем случае оказался действенным, похож на первый, но тут каждая цифра ассоциируется с предметом, который начинается на ту же букву, что и цифра. Например, 4 будет буквой «Ч», 8 - буквой «В» и т. д. Возьмем тот же цифровой ряд:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Здесь придумать предложение гораздо проще, ведь мы не привязаны к количеству букв. Темой «сочинения» пусть будет осень (потому что я люблю осень, в отличие от лета).

В чера п рохожий с казал ш епотом д ругому п рохожему д еловито (ш утя о бхватив с вою т реуголку п ятерней), ч то ш елестящий д ождь в оодушевляет.

Несмотря на некоторую абсурдность предложения, запомнила я его (а значит, и номер карты) очень легко.

А вот способ запоминания цифр через ассоциации (например, 2 похожа на лебедя, 8 - на бесконечность, 4 - на стул и т. д.) в моем случае почему-то не сработал. Но я читала, что многим он помогал, так что попробовать стоит.

Дорога Цицерона

Этот способ незаменим в тех случаях, когда вам нужно запомнить перечень вещей в произвольном порядке, например список продуктов. Названием техника обязана легенде, согласно которой знаменитый римский оратор Цицерон в течение какого-то времени запоминал малейшие детали на дороге, по которой ходил в течение долгого времени, и выучил ее и все, что встречается на пути, в малейших подробностях.

Нам же нужно найти такую хорошо знакомую дорогу. Это может быть дорога не в прямом смысле, а стандартные утренние действия. Например:

Вы встаете с кровати, надеваете тапочки, идете в ванную комнату, наступая на ковер или ламинат, берете щетку, зубную пасту, выдавливаете пасту на щетку, чистите зубы, умываете лицо водой и т. д. Количество действий может быть любым в зависимости от того, сколько информации вам нужно запомнить.

Итак, допустим, вам нужно купить в магазине:

  • Молоко
  • Брокколи
  • Апельсиновый сок
  • Ветчину

Теперь нам нужно заменить привычные действия списком продуктов.

"Я встала с упаковки яиц и надела на ноги сыр. Подошла полипкому от меда полук рыбе, которая открыла дверь в ванную. Взяла брокколи, полила ее апельсиновым соком, почистила этим зубы. Затем умылась молоком и вытерла лицо куском ветчины.

Конечно, выглядит это как полный бред, но здесь важно соблюсти 2 правила. Рассказ должен вызывать эмоции и не быть вымученным: запоминайте то, что первым пришло вам в голову. Если список большой, вы можете расписать все действия от момента пробуждения до прихода на место учебы или работы.

Как это отразилось на моей памяти?

Конечно, в жизни мнемоника требуется довольно редко, однако она приносит гораздо большую пользу, чем просто запоминание информации на короткое время. Все эти дороги Цицерона, радуги и ассоциации отлично тренируют память. После того как я начала ежедневно практиковать мнемонические техники, запоминая списки не связанных между собой вещей и длинные ряды цифр, память значительно улучшилась, хотя с момента первой тренировки прошло чуть больше месяца.

Неделю назад я закончила читать «Приглашение на казнь» Набокова, и, несмотря на не самый простой стиль изложения и довольно запутанный сюжет, я хорошо помню подробности 20 последних дней жизни Цинцинната Ц. и имена основных героев. Теперь я рискну перечитать «Сто лет одиночества», возможно, в этот раз мне удастся не запутаться в историях жителей Макондо.