Развитие речи ребенка: правда и вымысел. Как развивать речь ребенка с рождения? На что обратить внимание


В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Возраст Словарный запас Уровень развития речи
3-4 года до 1900 слов Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот ).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет 2000-2500 слов Расширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а , и , но , а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 лет до 4000 слов Речь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в о бщении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Замечание 1

Занимаясь исследованием психического развития детей, Штерн проводил систематическое наблюдение за формированием речи. В этом процессе он выделил несколько периодов, подчеркивая при этом, что наиболее важным из них является тот, который связан с открытием значения слова. В развитии речи у детей, ученый выделил пять основных этапов и детально их описал. Кроме этого им были выделены основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых он считает переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

В свою очередь, А.Н. Леонтьев в становлении речи детей, выделяет четыре этапа:

    Подготовительный первый этап . Он охватывает возраст от рождения до одного года. В первые моменты с рождения у ребенка появляются голосовые реакции – крик и плач, еще очень далекие от звуков речи человека. Эти голосовые реакции способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата. Примерно через две недели ребенок уже реагирует на голос говорящего, он перестает плакать и прислушивается. В конце первого месяца жизни его можно успокоить колыбельной песней. Малыш поворачивает головку в сторону речевого звука и реагирует на интонацию голоса.

    К концу 3-го месяца он уже лепечет, а с 5-ти месяцев, видя артикуляционные движения губ взрослых пытается подражать. В полгода путем подражания произносит отдельные слоги и в дальнейшем постепенно перенимает все элементы звучащей речи. Со второго полугодия дети начинают воспринимать определенные звукосочетания, которые связывают с предметами или действиями – тик-так, дай-дай и др. В 9 месяцев ребенок повторяет за взрослым разнообразные сочетания звуков, а в 11 месяцев реагирует на самые слова. Условия, в которых формируется речь ребенка, имеют очень большое значение.

    Предшкольный этап. С первыми словами ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. Он охватывает возраст от 1-3-х лет – появляется внимание к артикуляции окружающих, ребенок много повторяет слов за говорящими и сам произносит слова, часто путая звуки, переставляя их местами, искажая.

    На протяжении предшкольного периода у ребенка идет бурное развитие словарного запаса. Распространенные данные об этом развитии:

    • 1,5 года ребенок знает 10-15 слов;
    • Конец 2-го года – в его запасе уже 300 слов;
    • В 3 года ребенок знает около 1000 слов.
  1. Дошкольный этап. На этом этапе от 3-7 лет большинство детей имеют неправильное звукопроизношение. Это дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков р и л. В это время развивается навык слухового контроля за собственным произношением, т.е. формируется фонематическое восприятие. Продолжает увеличиваться словарный запас и к 6-ти годам он достигает уже 4000 слов.

    В 4 года в речи ребенка есть простые и сложные предложения, а в 5 лет высказывания детей напоминают короткий рассказ. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. В дошкольный период постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры, т.е. контекстная речь;

    Школьный четвертый этап. Это этап сознательного усвоения речи, охватывающий возраст от 7-17 лет. Идет освоение нового вида речи – письменной, которой принадлежит ведущая роль. На школьном этапе происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Этапы становления речи детей не имеют строгих и четких границ, каждый предыдущий плавно переходит в последующий.

Условия развития речи ребенка

Для своевременного и правильного процесса речевого развития детей, необходимы определенные условия:

  • Психическое и соматическое здоровье ребенка;
  • Нормальные умственные способности;
  • Нормальный слух и зрение;
  • Достаточная психическая активность;
  • Потребность в речевом общении;
  • Наличие полноценного речевого окружения.

Замечание 2

Своевременное и правильное речевое развитие дают ему возможность расширять запас знаний и представлений об окружающем, усваивать новые понятия, развивать мышление. Основная ответственность за речевое развитие ложится на родителей ребенка.

Приемы речевого развития

Разговор с первых дней жизни ребенка. Это первое и очень важное условие развития речи малыша. Любое общение с ребенком должно сопровождаться речью. Большое значение в этот период имеет речь мамы, которая воспринимается как особенно действенная.

Ребенку, для успешного развития речи, важно не только слышать взрослого, но и видеть его лицо, с которого они как бы считывают речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.

  • Рассказывание. Этот прием развития речи очень нравится детям. Использовать надо доступные для понимания сказки, стихи, которые для лучшего восприятия рекомендуется читать наизусть. Рассказчик и ребенок должны видеть лицо друг друга;
  • Рассматривание картинок. Это очень хороший прием для развития речи. Речь при рассматривании картинок делается более наглядной и доступной для понимания;
  • Игра. Она относится к одному из лучших средств развития речи и мышления детей. Доставляя ребенку удовольствие и радость, игра стимулирует активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность;
  • Обыгрывание игрушек. Прием помогает развитию речи и мышления маленьких детей. Ребенку дают игрушки для самостоятельной игры и показывают, как в них играть. Подобные игры, сопровождаемые речью превращаются в маленькие спектакли, не только занимающие ребенка, но и много дающие для его развития;
  • Декламация и пение. Интересный способ развития детской речи, особенно если сопровождается музыкой. Ребенок успешно запоминает стихи и песенки, а потом сам декламирует и поет;
  • Чтение книг – прекрасный способ развития речи и мышления детей, который им очень нравится. Подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, как бы читать её. Понравившуюся книжку дети запоминают наизусть;
  • Ознакомление с окружающим миром , безусловно, способствует развитию речи и мышления детей. Малышам надо не только показывать, но и рассказывать о том, что их окружает, вести с ними беседу о том, что они увидели;
  • Развитие мелкой моторики . Это важный фактор развития речи, формирование которой начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Электрофизиологические исследования установили, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Был разработан метод для определения уровня развития речи маленьких детей. Если ребенок мог изолированно показать сначала один пальчик, потом второй – это говорящие дети. Пока движения пальцев не будут свободными, развитие речи и мышления затруднительны. Если у ребенка уровень развития мелкой моторики высокий, он умеет логически рассуждать, имеет хорошо развитую память, внимание, связную речь;
  • Правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при известном положении артикуляционных органов, через которые должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Воздух предназначен для дыхания, значит, ребенок должен научиться одновременно, дышать и говорить. Это непросто сделать маленькому ребенку и на помощь должен прийти человек с профессиональными знаниями.

Замечание 3

Названные методы и приемы должны быть обязательными для выполнения их родителями, потому что они обеспечивают разносторонние условия развития речи на всех этапах взросления ребенка.

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы» . Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их - так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача - обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью - это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи - это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр - с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже - семейство зайчат;
На третьем - семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица,
На пятом - сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом - сова, на 4-ом - синица,
Бельчатки на 3-ем, зайчатки - 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики - рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой - главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша - это важно в любом случае.

Нравится

Если нет возможности обратиться к специалисту, что могут сделать родители для своего ребенка самостоятельно, в домашних условиях, чтобы у чада увеличился словарь и начала формироваться фразовая речь? Оказывается, очень и очень многое. И начинать следует не в 3 года, а с самых первых месяцев жизни ребенка и уже совершенно необходимо – с момента появления первых слов в норме (то есть примерно с 1 года).

Что же стимулирует развитие речи и как развивать речь ребенка, занимаясь с ним дома? Как общаться с малышом, который еще только начинает говорить, чтобы его речь активно развивалась?

У ребенка сначала формируется понимание речи (речевая зона коры, отвечающая за понимание речи или ). И только потом зона, отвечающая за самостоятельное «говорение» (зона, ответственная за ).

Это значит, что взрослые должны как можно больше говорить с ребенком с самого рождения: очень хороши потешки , прибаутки, маленькие стишки , которыми в том числе, изобилует и народное творчество. И вообще, много разговаривать с ребенком, комментируя свои действия:

Вот умница доченька, покушала кашку. А сейчас пойдем гулять. Надеваем ботиночки на ножки, где наши ножки? Вот наши ножики! А какие ботиночки красивые, красные! Наши ножки топ-топ шагают по дорожке! и т.п.

Малые фольклорные формы сейчас утеряны, они уже не «на слуху», но их влияние и необходимость доказана нейропсихологами. Их отсутствие в жизни маленького ребенка компенсируется, увы, рекламой. Отсюда любовь детей к телевизионной рекламе. Малыши запоминают ролики наизусть, прилипают к телевизору, едва заслышав знакомую музыку очередного рекламного «шедевра». В рекламе есть те же составляющие, что присутствовали когда-то в малых фольклорных формах: простота (порой даже примитивизм) фразы, постоянная повторяемость и незамысловатый сюжет. Так что даже в просмотре рекламы есть некоторая польза, но конечно – лучше если подобное влияние на речь ребенка будет оказывать родители, бабушки и дедушки, активно общаясь с ребенком и используя детские потешки и стишки.

Важно знакомить ребенка с миром звуков, привлекать его внимание к звукам вокруг нас и комментировать их (водичка бежит из крана, слышишь «кап кап кап» ), побуждая к звукоподражаниям (пока ребенок еще не начал говорить первые слова).

Вовлекая ребенка в игры с игрушками, подвижные и настольные игры, «оречевлять» все действия, комментируя происходящее и провоцируя его на повторение слов и вызывая речевую активность. Особенно хорошо использовать, начиная с 2,5 лет, простые лото, домино, вкладыши, кубики с картинками. Главная задача – не допускать молчаливого выполнения правил игры (он такой умный – все пазлы быстро собирает) , а отвечать на вопросы, показывать и называть картинки.

Важный аспект : при задержке речевого развития не стоит обращать внимание на звукопроизношение 3-х летнего малыша. Важнее вызвать речевую активность и фразовую речь, увеличить словарь ребенка, нормализовать слоговую структуру слова, а вопросом звукопроизношения можно заняться позднее.

Обязательно играть с ребенком в . Все просто – речевые зоны коры головного мозга соседствуют с зонами, отвечающими за мелкую моторику пальцев, а значит, воздействуя на данную зону, мы улучшаем кровообращение и активность взаимодействия нейронов внутри речевой зоны.

Родители должны знать, что следует как можно больше окружать ребенка «ритмом» (слушать ритмичную детскую музыку, читать ритмичные детские коротенькие стишки, побуждая ребенка хлопать в ладоши в такт музыке, танцевать, топать под музыку, слушать ритмичные звуки природы, например пенье птиц, шум дождя, прибоя и т.д.). Нейропсихологами обоснован тот факт, что ритмические рисунки, ритм вносит активирующее влияние на подкорку, а ведь подкорковые образования – энергетически активируют корковую деятельность, а значит — ритмизация способствует речевому развитию.

Взрослые, занимающиеся с ребенком обязательно должны привлекать внимание малыша к собственной артикуляции, делая ее даже утрированной (можно даже накрасить губы), ребенок должен видеть, что при разговоре положение губ, языка меняется. Например, произнося звук [У] мы вытягиваем губы «трубочкой», а когда говорим звук [И] — растягиваем губы в улыбке и показывая зубы. И родители должны привлечь внимание ребенка к тому, как меняется артикуляция во время разговора.