Соглашение о детях при расторжении брака: образец. Соглашение о детях при разводе. Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ Дополнительные услуги Школы


Приемная семья создается с заключением договора о создании приемной семьи. Поэтому сложным является вопрос о том, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства. Семейный кодекс (СК) не дает на него прямого ответа.

В юридической литературе сложилось четыре точки зрения по данному вопросу:

  • первая точка зрения – договор носит трудовой характер;
  • вторая точка зрения – договор является семейно-правовым;
  • третья точка зрения – договор является разновидностью гражданско-правовых договоров;
  • четвертая точка зрения - смешанная правовая природа договора о передаче ребенка в приемную семью.
        Носит ли договор трудовой характер?
В статье 152 СК используюся такие термины, как "труд", "размер оплаты труда", - значит, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения. Воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

Согласно статье 56 Трудового кодекса (ТК) трудовой договор - соглашение, по которому "работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка". Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Кроме того, трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы нельзя, поскольку СК и Положение о приемной семье не предъявляют к ним такого рода требований.

Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим работником. Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (статья 256 ТК) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет.

Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки, тогда как в силу статьи 65 ТК при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю помимо иных документов также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке статьи 70 ТК, а для приемного родителя он не предусмотрен.

Таким образом, эти особенности правового статуса приемных родителей позволяют сделать вывод о том, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми.

        Договор является гражданско-правовым
Сторонники семейно-правовой природы рассматриваемого договора указывают на то, что договор о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых договоров, поскольку исследуемый договор имеет свои особенности в силу своей специфики и целей.

Поэтому источники, регулирующие правовое положение приемной семьи, не содержат отсылок к ГК, в отличие от норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов.

Более того, обязательственный характер данных правоотношений и возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, все же не позволяют относить их к гражданско-правовым отношениям.

Представляется, что одним из основных критериев разграничения опеки (попечительства) и приемной семьи является возможность получения приемными родителями встречного удовлетворения в виде вознаграждения. Так, опекуны (попечители) берут на себя заботу о ребенке, как правило, из сострадания, любви к ребенку или желания создать семью.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет смешанную семейно- и гражданско-правовую природу.

Правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как гражданско-правовые, а не как семейно-правовые или смешанные.

Правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, квалифицируются как гражданско-правовые, поскольку в них ярко выражено обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок.

С учетом того что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен Гражданским кодексом (ГК), он является непоименованным договором. Система гражданских договоров постоянно развивается, появляются новые виды и подвиды договоров.

Направленность договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью выражается в принятии на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, то есть цель договора заключается в оказании всего комплекса воспитательных и иных тесно связанных с ними услуг. Из этого следует, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью относится к договорам, направленным на оказание услуг. В эту группу входят договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, доверительного управления имуществом.

По нашему мнению, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует отнести к непоименованному виду договора возмездного оказания услуг. Это следует из характерной особенности договоров возмездного оказания услуг, которая заключается в отсутствии результата, отделимого от процесса работы. Соответственно, и предметом договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является не конкретный овеществленный результат, а действия приемных родителей, направленные на воспитание и защиту прав и законных интересов приемных детей.

Данной точки зрения придерживается и Министерство образования и науки РФ, которое в своих разъяснениях по вопросу оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства предлагает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью регулировать по аналогии с договором возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 779 ГК по договору возмездного оказания услуг исполнитель (услугодатель – приемные родители или родитель) обязуется по заданию заказчика (орган опеки и попечительства) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, отдельные из которых материального результата не имеют: в рамках оказания приемными родителями услуги по воспитанию осуществляется представление интересов приемных детей в отношениях с любыми лицами, организация питания, отдыха, обучения приемных детей.

Таким образом, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является непоименованным видом договора возмездного оказания услуг.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "

ДОГОВОР

об обязанностях, правах и обязательствах

в плане обучения и воспитания детей между родителями

(законными представителями) и администрацией

МБОУ «Булановская основная общеобразовательная школа

2.1.10. Оказывать квалифицированную педагогическую помощь Родителю.

2.1.11. Обеспечить в случае необходимости своевременную учебную помощь Обучающемуся.

2.1.12. Предъявлять единые педагогические требования ко всем Обучающимся.

2.1.13. По окончании 2-й ступени обучения, в случае успешной итоговой аттестации, выдать аттестат об основном общем образовании.

2.1.14. Поддерживать постоянную связь с Родителем, регулярно информируя его о состоянии дел.

2.1.15. При конфликтной ситуации создать комиссию с обязательным участием в ней Родителя или его полномочного представителя.

2.1.16. Предоставить Обучающемуся право бесплатного пользования кабинетами, компьютерным оборудованием, библиотекой, спортивным инвентарем и другим оборудованием Школы.

2.1.17. Оказывать Обучающемуся медицинскую помощь, делать прививки (с согласия родителей) и проводить профилактические осмотры Обучающегося с обязательным информированием Родителя об их результатах.

2.1.18. Обеспечить регулярное, полноценное, сбалансированное питание Обучающегося.

2.4.4. Получать информацию об успеваемости Обучающегося.

2.4.5. Вносить предложения по улучшению и совершенствованию работы Школы.

2.4.6. Обращаться в конфликтную комиссию Школы в случае несогласия с решением или действием администрации Школы, учителей, классного руководителя по отношению к Обучающемуся.

2.4.7. Оказывать благотворительную помощь Школе в форме, предусмотренной законодательством РФ, участвовать в управлении использования этих средств, знакомиться с материалами об использовании финансовых средств.

2.4.8. Имеет право на иные действия, отраженные в Уставе школы.

2.4.9. Требовать организации обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2.4.10. Требовать квалифицированного преподавания учебных курсов и дисциплин, уважительного отношения к личности Обучающегося.

2.4.11. Выбирать формы обучения: экстернат, самообразование по учебным предметам и индивидуальным планам, либо сочетание этих форм по согласованию (решению) педагогического совета в соответствии с Уставом Школы.

2.5.12. Предоставлять по просьбе Школы всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством РФ в сфере образования, об Обучающемся, для использования данной информации Школой в соответствии с принципами правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации .

3. Права и обязанности Обучающегося

3.1. Обучающийся имеет право:

3.1.1 Бесплатно получать знания в соответствии с государственными образовательными стандартами.

3.1.2. На защиту своей чести и достоинства. При совершении против него противоправных действий Обучающийся имеет право обратиться за помощью к любому педагогическому работнику Школы.

3.1.3. На свободу мысли, свободу вероисповедания , свободу выбора.

3.1.4. Участвовать во всех общешкольных мероприятиях, проводимых после уроков для их параллели, или не принимать в них участие, если эти мероприятия не носят четко выраженного образовательного характера.

3.1.5. На доброжелательное отношение к себе со стороны учителя и администрации Школы независимо от успеваемости.

3.1.6. Участвовать в создании собственных общественных организаций, если они не противоречат действующему законодательству и Уставу школы.

3.1.7. На получение дополнительных платных образовательных услуг, если таковые оказываются.

3.1.8. На оценку своих знаний, умений и навыков по каждому предмету учебного плана, также имеет право быть информированными о своих отметках.

3.1.9. На заблаговременное уведомление о сроках и темах контрольных работ.

3.1.10. На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, отсутствие задания на каникулы (кроме чтения художественной литературы).

3.1.11. Во время перемены свободно перемещаться по Школе, кроме тех мест, где ему запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, спортивный зал).

3.1.12. Ходатайствовать о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по уважительным причинам, подтвержденных официальными документами.

3.2.10. Беречь имущество Школы, аккуратно относиться как к своим, так и к чужим вещам, соблюдать чистоту и порядок в Школьном здании и на территории Школы.

3.2.11. Уважать права, честь и достоинство окружающих, права собственности .

3.2.12. Сдать найденную на территории Школы потерянную или забытую вещь в бюро находок Школы.

3.2.13. Выполнять домашнее задание в сроки, установленные учителем.

3.2.14. Вести школьный дневник и предъявлять его по первому требованию учителя.

3.2.15. Соблюдать установленные правила поведения на уроках и переменах, установленные учителем и администрацией Школы.

3.2.16. Иметь опрятный внешний вид. Если принято Школой - придерживаться делового стиля одежды или ношения школьной формы.

4. Ответственность сторон

4.1.Ответственность сторон за несоблюдение условий Договора определятся действующим законодательством РФ, Уставом школы и настоящим Договором.

4.2. Все разногласия разрешаются Сторонами путем взаимных переговоров.

4.3.Последствия расторжения Договора оговорены в Уставе школы и действующем законодательстве РФ.

5. Срок действия Договора

5.1. Договор вступает в силу с момента выхода приказа директора, о зачислении Обучающегося в контингент школьников и действует весь период образования обучающегося в Школе.

5.2. Договор прекращается по следующим основаниям:

· по окончании периода образования Обучающегося по настоящему Договору;

· при отчислении или выбытии Обучающегося;

· по соглашению Сторон;

· по инициативе Родителя при условии письменного уведомления второй стороны не позднее, чем за один месяц до расторжения Договора;

· по иным основаниям, прямо вытекающим из условий настоящего Договора.

6. Дополнительные услуги Школы

6.1 Школа по заявлению Родителя предоставляет дополнительные образовательные услуги, не оговоренные в настоящем Договоре.

6.2 Взаимоотношения Сторон по предоставлению дополнительных услуг регулируются дополнительным письменным соглашением Сторон.

7. Изменение условий договора

7.1.Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и хранится по одному экземпляру у каждой из сторон.

7.2.Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются только по соглашению Сторон как приложение в письменном виде в двух экземплярах.

Развод - это практически всегда огромные проблемы, споры и разбирательства. Можно избежать большинства казусов и неурядиц, если речь идет о бездетной паре. Им развестись проще. Но при наличии несовершеннолетних детей (родных или усыновленных) сделать это сложнее. В основном из-за решения споров, связанных с малышами. Например, родители не могут определиться, с кем будут проживать дети, как им видеться со вторым родителем и так далее. В таком случае рекомендуется хорошенько обдумать и составить специальное соглашение. Как выглядит его образец? Соглашение о детях при разводе - вот то, о чем пойдет речь далее. Нам предстоит разобраться в правилах составления документа, его исполнении, вступлении в силу и обжаловании. Лишь в этом случае можно с уверенностью говорить о том, что споры, связанные с детьми при разводе, будут улажены на все 100%.

Способы заключения

Важно запомнить, что супруги, у которых есть общее имущество или дети, не достигшие 18 лет (или 16 при эмансипации), должны разводиться в судебном порядке. Это обязательно. Даже если у мужа и жены нет никаких претензий друг к другу или иных споров. Для подтверждения данного факта придется составить специальный документ. Каким образом будет выглядеть его образец? Соглашение о детях при разводе - вот то, что привлекает наибольшее внимание. Именно его составлением предстоит заняться далее.

Следует уяснить, что подобные соглашения могут оформляться:

  1. Заранее у нотариуса. Так поступать предлагается парам, у которых отсутствуют на практике споры. В реальной жизни подобный вариант развития событий встречается крайне редко.
  2. Во время судебного процесса. Наиболее распространенный способ заключения соглашения о детях. Мало чем отличается от предыдущего. Разве что судебный процесс будет отложен на некоторое время.

Больше никак нельзя оформить соглашение о детях. Все остальные интерпретации документа не имеют законной силы.

Форма представления

Как составить соглашение о содержании ребенка при разводе? Образец данного документа будет представлен чуть позже. Сначала необходимо понять, какими рекомендациями и советами руководствоваться при создании документа.

Важно: соглашение составляется только в письменной форме. Устная договоренность не имеет места.

Несмотря на это, в суде разрешается сообщить об отсутствии претензий у сторон. Тогда судья отложит заседание и даст время на составление мирного соглашения в письменной форме. Оно будет иметь силу судебного решения.

Условия договоренности

В некоторых случаях родители несовершеннолетних детей понятия не имеют, как им правильно развестись. Что указывать в упомянутом документе? Какие пункты будет иметь его правильный образец? Соглашение о детях при разводе обычно состоит из решения нескольких вопросов.

Родителям предстоит выяснить:

  1. С кем будут жить дети после развода. В расчет необходимо брать не только желания родителей, но и детей. Их привязанность может сыграть решающую роль. состояние жилья и удобство расположения относительно школ, садов и прочих учреждений принимаются во внимание.
  2. График встреч детей с родителем, с которым они не живут. Решение данного вопроса значительно облегчит жизнь.
  3. Вопросы, связанные с исполнением родительских обязанностей. Даже после развода родительские права и обязанности должны соблюдаться. В соглашении о детях прописываются нормы их реализации.
  4. Материальную сторону вопроса. Оба родители должны в обязательном порядке содержать всех своих несовершеннолетних детей. Поэтому в соглашении прописывается, как именно будет реализовываться данная обязанность. Чаще всего на практике родитель, с которым не живут дети, платит алименты на содержание. Рекомендуется указывать размер соответствующих выплат или замену им. Например, передачу имущества в собственность детям.

Пожалуй, это все вопросы, которые рассматриваются в изучаемом документе. Исчерпывающим список не назвать - все семьи индивидуальны. Поэтому каждый образец соглашения о детях после развода можно назвать уникальным. Он будет проливать свет на разнообразные вопросы, связанные с воспитанием и содержанием несовершеннолетних, но указанные пункты прописываются обязательно.

Сколько заключать

Иногда возникает вопрос - сколько соглашений придется составлять. Законодательство РФ не имеет никаких указаний относительно данной темы. Можно сказать лишь то, что образцы соглашений должны быть и у суда, и у обеих сторон. Соответственно, минимальное количество документов - 3 штуки. И это только при условии, что в соглашениях прописываются все спорные вопросы, связанные с детьми.

На практике количество документов может быть разным. Например, соглашения составляются общими или по конкретным вопросам - по уплате алиментов, проживанию, порядкам встреч со вторым родителем.

Как составить

Отныне понятны некоторые нормы урегулирования споров, связанных с несовершеннолетними. Как будет выглядеть соответствующий документ-образец? Соглашение о детях при разводе не имеет никаких существенных указаний относительно содержания бумаги. Стороны составляют документ в свободной форме.

Если супруги не уверены в своих силах, то за помощью они могут обратиться в юридические или нотариальные конторы. Там помогут максимально грамотно написать соглашение о проживании ребенка после развода. Образец документа, представленный ниже - это всего лишь шаблон, которым разрешается руководствоваться. Он не является исчерпывающим.

Структура документа

Но для начала необходимо изучить структуру соглашения. Она поможет супругам понять, как правильно и грамотно составить документ без посторонней помощи. Образец при разводе с детьми семья должна рассмотреть обязательно. К бумаге выдвигаются одинаковые требования.

На сегодняшний день соглашение о посещении ребенка после развода (образец дан ниже) обычно содержит:

  • "шапку" документа;
  • наименование;
  • место и дату заключения соглашения;
  • данные о детях (Ф. И. О., даты рождения, адреса проживания);
  • общие положения (ссылки на законы и акты, регулирующие отношения родителей и детей при разводе);
  • права и обязанности супругов в разводе;
  • порядок осуществления родительских обязательств (все перечисленные ранее нюансы);
  • как будут решаться споры между матерью и отцом детей (в судебном или досудебном порядке);
  • продолжительность действия документа (обычно до совершеннолетия малышей);
  • подписи сторон.

На документ распространяются общие правила оформления деловых писем. Об этом необходимо помнить всем гражданам. Так, к примеру, "шапка" соглашения оформляется в правом верхнем углу бумаги, содержит она:

  • название органа, в который обращаются граждане;
  • личные данные сторон;
  • сведения о судье, который рассматривает расторжение брака.

На самом деле нет ничего трудного или особенного. Основная масса проблем заключается в решении всех ранее перечисленных вопросов между родителями. Если оно найдено, можно заключать соглашение. Ребенок в этом процессе участвует косвенно - его мнение относительно проживания с тем или иным родителем обязательно узнают органы опеки или суд.

Порядок действий

А как именно заключается документ? Например, до судебного заседания. Для этого необходимо сходить к нотариусу. Именно он укажет на достоверность документа.

Как заключается соглашение о содержании ребенка при разводе? Образец документа представлен далее. Следует придерживаться следующего алгоритма действий при заключении документа:

  1. Собрать перечень бумаг, указывающих на отцовство и материнство (свидетельства о рождении, паспорта супругов, свидетельство о браке). Желательно подготовить документы, подчеркивающие материальное положение и права на жилье.
  2. Составить текст соглашения. Его можно создать прямо у нотариуса.
  3. Прийти в нотариальную контору и подписать соглашение. Нотариус поставит свою подпись на документе в знак его подлинности.
  4. Оплатить услуги уполномоченного лица.

Почти так же придется действовать при заключении бумаги в суде. Необходимо:

  1. Собрать все ранее перечисленные документы.
  2. Составить текст соглашения. Предварительно сообщить о готовности прийти к консенсусу.
  3. Предъявить судье документ и пакет бумаг, который был перечислен раньше.

На самом деле все проще, чем кажется. Понятно, каким образом составляется договор о детях.

Образец

Как выглядит его образец? Соглашение о детях при разводе может быть приблизительно таким:

Настоящим документом Иванов Иван Иванович (данные паспорта), именуемый далее отец, и Иванова Марина Дмитриевна (сведения из паспорта), называемая дальше мать, устанавливают порядок общения с (Ф. И. О. и данные несовершеннолетних детей), осуществления содержания и проживания их.

  1. Супруги договариваются о том, что после расторжения брака дети будут проживать с матерью по адресу: (адрес места жительства матери).
  2. Без согласия отца мать не имеет права менять место жительства.
  3. Отец имеет право на общение с детьми и их воспитание наравне с матерью.
  4. Мать детей не должна препятствовать общению отца с детьми без веских на то оснований.
  5. Отец может общаться с несовершеннолетними в любое время. Встречи допускаются еженедельно с 14:00 до 17:00 с учетом графика работы отца и детей на территории проживания несовершеннолетних в присутствии матери. Встречи без участия матери возможны с согласия бывшей супруги.
  6. Все памятные даты и праздники дети могут проводить с отцом с 10:00 до 12:00. Это правило также распространяется на каникулярное время учащихся по выходным.
  7. С момента расторжения брака отец перечисляет ежемесячно на содержание детей 15 000 рублей. Сумма индексируется ежегодно.

Просим суд рассмотреть данное соглашение и утвердить его действие до достижения детьми 18 лет.