Стиль фриды. Фрида навсегда: стиль мексиканской художницы и ее влияние на моду. Две Фриды Фрида Кало. Описание картины «Две Фриды»


Стиль Фриды кало развивался и менялся вместе с ней всю ее жизнь. В истории сложно найти человека, для которого одежда являлась бы столь точным отображением характера. Ее запоминающиеся и эффектные наряды стали не только важной частью самоидентификации, но и определенным укрытием. Неудивительно, что яркий образ Фриды растиражирован модными журналами и что его не раз пытались на себя примерить не только модели, но и многие звезды кино и эстрады. Так каким же он был, стиль знаменитой художницы?

Национальные платья.

Традиционные платья тихуаны, расположенной на юге Мексики, составляли большую часть гардероба кало. Яркие, красочные, украшенные лентами и кружевами, а также богатой вышивкой, выполненной, конечно же, вручную, они были не просто одеждой, но возможностью подчеркнуть происхождение, национальность которыми Фрида очень гордилась. К слову, в Мексике женщина занимала куда более важное место, чем в Европе или соединенных штатах, и нарядное платье было определенным символом женского характера, властности.

При этом кало любила этнические вещи других стран и комбинировала мексиканские платья с китайской вышивкой или европейскими блузами.

Еще одна важная часть образа кало - шаль ребозо, в которой художницу можно было увидеть и за работой, и в повседневной жизни, и даже на ее картинах.

Свободные силуэты.

В детстве Фрида кало переболела полиомиелитом, а в возрасте 18 лет попала в автокатастрофу, после которой провела месяцы в больнице, закованная в корсет с ног до головы, и врачи даже не были уверены, выживет ли она. Кало перенесла десятки операций, и особенности ее тела, буквально сформированного всеми бедами, диктовали в том числе и манеру одеваться. Вещи для Фриды стали не только способом выразить себя, но и маскировкой. Длинные платья прятали обувь на платформах разной высоты, свободные силуэты блузок и платьев укрывали очертания корсета, длина макси не позволяла окружающим увидеть многочисленные хирургические шрамы. Еще кало любила платья и блузы, украшенные броской вышивкой на груди - такие вещи отвлекали от нижней части ее тела.

Поддерживающий корсет, который кало из-за поврежденного позвоночника была вынуждена носить всю свою жизнь, стал для нее холстом. Она всячески украшала его, расписывала, превращала в такой же модный аксессуар, как украшения, шали или знаменитые солнцезащитные очки. На картинах Фрида также очень часто себя в корсете изображала.

Кало часто переодевалась в мужские твидовые костюмы и ботинки, могла надеть котелок и подтяжки, а еще заводила отношения не, внимание, только с мужчинами, но и с женщинами и не скрывала этого факта. Уже при жизни она стала успешной, востребованной художницей, к ней было приковано внимание не только в родной Мексике, но и в Европе, и соединенных штатах. Тем интереснее, что, будучи публичной фигурой, кало отрицала мировые женские стандарты красоты и модные тенденции эпохи. Пока девушки выщипывали брови в тонкую нить, кало предпочла ходить с густой монобровью (также ставшей важной частью ее образа. И пусть монобровь и осталась той самой изюминкой, которая шла только художнице, сложно подсчитать, сколько раз образ Фриды кало воссоздавался на съемках и показах. Визажисты часто воспроизводят густые брови Фриды, равно как и ее прическу - плотное кольцо из кос, украшенных цветами.

Обувь на платформе разной высоты.

Правая нога Фриды кало была короче левой, и из-за этой особенности ей приходилось заказывать обувь на платформах разной высоты. Впрочем, даже тут художница подходила к выбору в свойственной ей манере. Ее сапоги были настоящим произведением искусства: из яркой кожи или обтянутые атласом и шелком, расшитые пестрыми нитками и бисером, декорированные лентами.

В 1952 году правую ногу кало ампутировали из-за гангрены, и даже тогда художница заказала себе протез, на который надевала знаменитый красный сапог на шнуровке, украшенный вышивкой в китайском стиле и бубенчиками. К слову, многие современные модные бренды неоднократно вдохновлялись обувью Фриды. В 2013 году пару красных сапог на платформе и шнуровке выпустили Dolce.

Известная художница Фрида Кало родилась в июле 1907 года в Койоакан, Мехико. Ее жизнь не была простой, но она стойко выдержала удары судьбы благодаря невероятной силе духа. В семье помимо Фриды было еще двое детей. Отец девочки имел немецко-еврейское происхождение, а мать имела мексиканские и индейские корни.

Уже с самого детства девочку отличал несносный характер. После перенесенной болезни в возрасте 6 лет под названием полиомиелит у девочки одна нога была короче другой. Но несмотря на боль и насмешки детей она занималась спортом: боксом, футболом и плаванием.

Когда Фрида пошла в школу, то ее поведение повергло в шок учителей и учащихся. Став старше девочка попробовала сигареты и начала ругаться нецензурными словами. Когда художнице исполнилось 14 лет, она уже не походила на бунтующего сорванца и превратилась в привлекательную девушку.

Учеба

Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она заинтересовалась медициной и приняла решение поступить в подготовительную школу где познакомилась с художником и будущим мужем Диего Риверой. Мужчина был ей очень симпатичен и она всячески пыталась ему понравиться. Еще в начале знакомства она предсказывала, что Диего станет ее мужем, так все и получилось.

Авария

Уже будучи совершеннолетней Кало попала в аварию. Она ехала в автобусе, который врезался в трамвай. В результате этого происшествия девушка получила серьезные увечья, но осталась жива. Фрида получила травмы позвоночника, матка была повреждена металлическими перилами, а нога раздроблена.

После ужасной аварии девушка на протяжении трех недель лежала в больнице без сознания. Все это время с ней находился отец, который не оставлял надежды, что любимая дочь сможет выжить. Ей пришлось пережить 30 операций, и спустя год она смогла вернуться к нормальной жизни.

Из-за серьезного повреждения матки Фриде так и не удалось родить детей. Диего тоже оказывал поддержку, именно благодаря ему Фрида узнала многое о живописи и увлеклась рисованием автопортретов.

Замужество

В 1929 году Фрида и Диего поженились. Ривера не был примерным мужем и часто изменял жене. Супруги через некоторое время переехали в «голубой дом» в Мехико. В конце двадцатых годов пара отправилась в Америку, так как Диего предложили новую работу. Жизнь в другой стране сильно повлияло на художницу, она с еще большим уважением стала относиться к родной мексиканской культуре.

Троцкий и Кало

В 1937 Ходили слухи о романе революционера Льва Троцкого и Фриды, но правда это или нет – точно никто не знает. Троцкий пытался избежать преследований в своей стране и некоторое время он скрывался в доме Кало и Риверы. Говорили, что советский революционер без памяти влюблен в художницу, но роман не получил дальнейшего развития.

Восхождение

Работы Фриды Кало получили известность. Многие люди восхищались талантом мексиканской художницы. Кало не могла и предположить, что в будущем станет знаменитой, обретет поклонников, а ее работы будут продемонстрированы на выставках в Европе.

Здоровье

Самочувствие Фриды стало ухудшаться. Даже сильнодействующие препараты не могли унять боль. В 1950 году был осуществлен ряд операций на позвоночнике. Художница перестала ходить, и спустя некоторое время ее правая нога была подвержена ампутации.

Смерть

Фрида Кало умерла от воспаления легких 13 июля 1954 году. Она прожила всего 47 лет. Хоть ее судьба и трагична, она была общительной, невероятно умной женщиной, которая нецензурно выражалась, злоупотребляла алкоголем и сигаретами.

Некоторые люди с восторгом относятся к творчеству Кало, но есть и такие, кто не любит ее работы. Но нельзя не согласиться с тем, что она была талантливой, открытой и невероятно сильной.

Фрида Кало мое рождение. Несчастная Фрида Кало: Как бисексуалка, пьяница и наркоманка стала всемирноизвестной художницей

Наркоманка и коммунистка. Гениальная художница и символ Мексики. Фрида Кало.

Сегодня ее картины висят в лучших музеях мира, а на аукционах продаются за миллионы долларов.

В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.

Итог – тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, рёбер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку.

Врачи спасли ее, год она провела в постели в ортопедическом корсете, но боль осталась навсегда. Невыносимые физические страдания вылились в гениальную и такую же больную живопись – некий автобиографический сюр-исповедь.

Фрида Кало “Мое рождение”.

Инвалидная коляска и гипс – вот почти постоянное средство ее передвижения и наряд.32 операции, долгие месяцы в больницах.

Специальный подрамник, позволявший писать лежа.

Но жить хотелось.

В коляске она пробовала вальсировать, а на гипсе рисовала бабочек –«Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»

С 1944 года и до самой смерти в 1954-м Фрида вела дневник.Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован, мгновенно став бестселлером.

170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу:

«В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».

«Диего-начало, Диего-мой ребенок, Диего-мой друг, Диего-художник, Диего-мой отец, Диего-мой возлюбленный, Диего-мой супруг, Диего-моя мать, Диего-я сама, Диего-это все.»

Любви великого мексиканского мачо она добивалась долго. Диего Ривера был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами. Список его любовниц не поддавался исчислению. И тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.

Первое осуществилось – сексуальная хромоножка со слившимися бровями все-таки покорила сердце знаменитого живописца.

А вот страстная мечта о ребенке так и осталась мечтой, результат той аварии – три выкидыша и тяжелейшая депрессия, усугублявшаяся постоянными изменами Диего.

«Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…»

Сам Ривера любил изображать себя в виде толстой жабы с чьим-то сердцем в руке.

– Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать, – говорил он.

В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей, и они с Фридой развелись.

Но уже через год поженились снова, жить без Диего Фрида не умела.

Правда, добропорядочной жены из нее не получилось. Он пила, курила, материлась, заводила романы, в том числе и лейсбийские.

Связь Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал.

Серп и молот. Рисунок Фриды на собственном гипсе.

Все потому, что будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды.

Фрида Кало и Лев Троцкий, 1939 год

«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» – писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало.

Ривера вдруг страшно заревновал. Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжелой руки Диего.

Болезнь прогрессировала.

На свою первую персональную выставку Фриду доставили на машине скорой помощи и ввезли в зал на каталке. Улыбающуюся, с цветком в волосах и неизменной сигаретой.

Эту картину она написала за восемь дней до смерти. Viva la vida – «Да здравствует жизнь».

Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок:

«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»

И все-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды, которые должны стать лозунгом для каждого, эти:

Дерево надежды, стой прямо!

Пабло Пикассо можно по праву назвать одним из самых удивительных и неподражаемых художников. Он всегда был разным, но всегда – шокирующим. Знаменитые картины Пикассо – это необыкновенный тандем традиционной живописи и оригинального искусства. Он настолько отдавался своим произведениям, что не замечал своего стилистического непостоянства. Да и не это главное в произведениях испанского живописца. Пабло Пикассо умело сочетал на холсте такие необыкновенные материалы как металл, камень, гипс, уголь, карандаш или масляные краски. Великолепный художник не останавливался ни перед чем. Возможно, поэтому картины Пикассо так удивляют своей эмоциональностью и смелостью.

Среди многообразия его работ особенно выделяются композиции с образами женщин. Здесь полотна художника поистине шокируют многообразием причуд и неординарных фантазий. Стоит вспомнить хотя бы « Девушку перед зеркалом » (1932). Использованные линии и цвета ещё раз доказывают известный факт, что Пабло Пикассо очень не любил женщин. Именно поэтому так часто в его работах они удивляли несуразностью образов и форм. Особенной нелепостью увенчалась героиня «Утренней серенады» (1942). Здесь Пабло Пикассо постарался, как никогда. Рассеченные и раздутые тела, раздробленный профиль, странные шляпы – бурлескные формы были любимыми для знаменитого художника. Именно поэтому яркие сюжеты, пугающие своей силой и огромной притягательностью, так часто использовались автором, и до сегодняшнего дня не сходят с вершин художественного мира. Все просто. Ведь подобные картины Пикассо вызывают у зрителей неподражаемые, чувственные эмоции. А что ещё нужно для художника, который искренне передавал на холсте всю свою натуральную, подчас шокирующую, жизненную сущность.

Картины Фриды Кало в большинстве своем довольно жуткие, в анатомии она тоже явно не всегда была сильна. Ее работы можно назвать скорее наивными, чем технически сильными. Взять ту же Ремедиос Варо - она явно лучше рисовала, да и картинки у нее милее. Вряд ли у кого возникнет желание повесить картину Фриды возле кроватки, разве только если он не чокнутый с синдромом поиска глубинного смысла.

И, все же, мало кто из сюрреалистов (не считая Сальвадора Дали) добился такой известности. А среди женщин сюрреалистов так и вовсе Фрида Кало, пожалуй, единственная.

Дружеские объятия Вселенной. В этой картине Фрида Кало как бы не иллюзорно намекает нам на крайнюю инфантильность своего мужа Диего.

Так в чем же сила, брат? Думаю, секрет успеха Фриды в том, что несмотря на свою явную наивность и пугающие образы (а скорее благодаря), творчество художницы производит весьма сильное впечатление. Фундамент любого творчества - по сути, сила эмоций, которые оно вызывает, не важно - приятные или нет.

Когда смотришь на картины мексиканской художницы, как будто кожей ощущаешь всю ту боль, которую она перенесла. Искренность ее работ поражает. И некоторая наивность в этом случае только усиливает впечатление. Сила Фриды Кало в том, что она никогда не шла на поводу у толпы, а попросту выплескивала на холст все то, что у нее скопилось на сердце, без оглядки насколько это будет шокирующим. Казалось бы парадокс - иметь успех у толпы не следуя на поводу у толпы.

Олененок или раненый олень.

Думаю, еще дело в том, что Фрида Кало прожила весьма интересную, пусть и несчастную жизнь. Ее жизнь была полна драм, трагедий, несчастий, предательств и острых эмоций. Не удивительно, что такая сочная история заинтересовала режиссеров. А конкретно Джули Тэймор, которая в 2002 году выпустила на свет хороший, годный фильм «Фрида» по мотивам жизни сабжа.

Ведь именно это мы и любим, верно? - посмотреть на чужие драмы, лежа в мягких постелях, чтобы пощекотать себе нервы. Фильм, кстати, если еще не смотрели, рекомендую - очень. Правда слишком уж грустный. Автор рыдал, как *цензура* даже пустил скупую мужскую слезу.

Короче, рецепт от Фриды, как стать известным художником после смерти (ну и совсем немножко до).

  • Попадаешь в аварию и всю жизнь мучаешься от боли в переломанных костях.
  • Хочешь нормальной семейной жизни и поэтому выбираешь самого заядлого бабника в своей стране (Диего Ривера), к тому же толстого и страшного.
  • Всю жизнь хочешь завести детей, но не можешь из-за проблем со здоровьем.
  • Говоришь людям то, что ты о них думаешь в лицо. Всегда. Всем.
  • Заглушаешь свою боль алкоголем и табаком.
  • Выплескиваешь все это на холст.
  • Профит.

Ладно, это все глупый черный юмор. То с какой стойкостью эта хрупкая женщина переносила все невзгоды только добавляет трагичности. А судьба, как будто специально, чтобы испытать на прочность посылала одно несчастье за другим.

Сломанная колонна - тут как бы все понятно. В этой картине Фрида изображает свои страдания из-за болезни.

Фрида на самом деле очень глубокая и интересная художница и до сих пор поражает своей внутренней силой и харизмой. В отличие от того же Сальвадора Дали или Магритта образы Фриды отличаются большей прямотой, что отнюдь не умаляет их глубины.

В картинах Фриды Кало явно видно влияние мексиканского мурализма или мексиканской монументальной живописи. Наиболее ярким и известным представителем этого направления является, внезапно, муж Фриды - Диего Ривера. Мексиканский мурализм - это такая причудливая смесь совка соц. реализма с элементами кубизма и символизма, приправленная мексиканским колоритом.

Вообще, в творчестве мексиканской художницы намешано много разного и всякого - тут и сюрреализм, и мурализм, и символизм, а кое где и элементы народного творчества - всякие мексиканские цветуечки и узоры.

Оно то в общем и не удивительно, ибо Фрида Кало рисовала от сердца и никогда особо не заморачивалась принадлежностью к какому-либо течению живописи. Например, Фрида никогда не ассоциировала себя с сюрреализмом. По сути Фриду можно отнести категории художников, которые «что вижу / чувствую, то пою».

Две Фриды Фрида Кало. Описание картины «Две Фриды»

В детстве Фрида очень страдала от насмешек соучеников и соседских мальчишек, дразнивших ее из-за иссушенной полиомиелитом правой ноги. Своих обидчиков девочка колотила, на ногу надевала несколько чулок, чтобы разница между больной и здоровой конечностями была не так заметна. А душу лечила, убегая в волшебный мир фантазий, где ее ждала единственная на тот момент подруга – девочка, очень похожая на нее саму.
Упоминая картину «Две Фриды» в своем дневнике, Кало пишет, что ее вдохновили воспоминания о маленькой воображаемой подруге. Но этот дневник часто был летописью совсем другой жизни Фриды, красивой и счастливой, мало похожей на настоящую. Позже художница все-таки призналась, что двойной портрет стал плодом ее переживаний по поводу кризиса в семейных отношениях, окончившегося разводом с Диего Риверой.
На картине изображены две сущности Фриды – та, которую любил Диего (в одном из традиционных мексиканских костюмов, что так ему нравились), и та, которую он отверг (наряженная в кукольное свадебное платье в викторианском стиле). И обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на существование без сердца. Обе они рискуют погибнуть, потому что и без того скудная жизненная сила, которой крошечный портрет Диего-ребенка питает их одно на двоих сердце, бесследно утекает в никуда, несмотря на попытки Фриды остановить кровотечение хирургическим зажимом. Этот автопортрет очень наглядно дает понять, что на тот момент у Кало оставалось единственное близкое существо – она сама.
В 1947 году картину за 4000 песо (около 1000 долларов) купил Национальный Институт изящных искусств в Мехико. Это была самая крупная сумма, полученная за картину Фриды Кало при ее жизни. Портрет представлен в Музее национального искусства, который является частью Института. Репродукцию этой картины можно увидеть в Голубом доме, резиденции семьи Кало, а позже – Кало-Ривера, доме, в котором художница родилась и умерла, и который в 1958 году открыл двери публике, став музеем Фриды Кало.


Фрида Кало признавалась, что пишет автопортреты, потому что себя знает лучше, чем кого-либо другого. Живописью она занялась, будучи прикованной к постели из-за травмы позвоночника, полученной во время аварии. Современники и последователи восхищались ее бунтарским духом, называли революционеркой. Своенравный характер Фриды проявлялся не только в картинах, но и во внешнем облике, в манере одеваться. Сегодня у нас появилась возможность взглянуть на коллекцию одежды мексиканской художницы. Эти вещи были спрятаны в доме Диего Риверы, и, согласно его завещанию, пролежали в забвении полвека...



Ее одежду, как и картины, по праву можно назвать манифестом революции. Смелые и яркие наряды, украшенные коммунистической символикой, многое говорили и об идейных убеждениях Фриды, и о ее желании гордо заявлять о себе. Жесткий корсет, который пришлось надевать после травмы позвоночника, Фрида превратила в настоящее произведение искусства, украсив его рисунками. А протез, которым пользовалась для ходьбы после ампутации ноги в 1953 году, «обула» в красный сапог на шнуровке со звонким колокольчиком.







Сохранить одежду Фриды после ее смерти распорядился ее муж Диего Ривера, он попросил упаковать все вещи и оставить в их доме в Мексике. Диего не стало через 3 года, он ушел из жизни в 1957 году. Однако вещи лежали нетронутыми еще около полувека. В 2004 году Музей Фриды Кало принял решение составить опись всего, что осталось на память от художницы. Задокументировал содержимое гардероба Фриды японский фотограф Ишиучи Мияко (Ishiuchi Miyako). Он отснял более 300 единиц раритетных личных вещей художницы, их можно увидеть в изданном им иллюстрированном сборнике под названием «Фрида».

6 июня 1907 года родилась одна из самых неординарных художниц ХХ века – Фрида Кало. Среди ее работ большое место занимали автопортреты. Как говорила сама художницы, она рисовала себя, потому что много времени проводила в одиночестве и хорошо себя изучила. И создала себя сама – ее стиль без преувеличения можно причислить к ее произведениям. сайт разбирает этот шедевр на составные части и рассказывает, как Фрида Кало стала той Фридой Кало, которую мы знаем.

Монобровь

В начале ХХ века, как и сегодня, женщины старались избавляться от "лишних" волос на лице. Но Фрида Кало не было обычной женщиной и следовать общим правилам не собиралась. Разумеется, она прекрасно понимала, как необычно и вызывающе выглядят ее монобровь и темные волосы над губой. Кало не просто не удаляла их, а специально затемняла с помощью косметики, и тщательно прорисовывала каждый волосок на своих автопортретах. Это был личный бунт.

Мексиканские народные платья

Платья Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Носить роскошные традиционные мексиканские платья Фрида начала по желанию своего мужа – художника Диего Риверы. Убежденный коммунист, он много работал с фольклорной темой. Фрида Кало – какой мы ее знаем – стала самым монументальным его произведением. Точнее, их совместным – Ривера задал вектор ее будущего стиля, а она подхватила и начала творить себя сама. Яркие вышитые платья ей очень к лицу – сложно представить, что до встречи с Риверой Кало одевалась вполне в духе своего времени, согласно европейской моде 1920-х годов.

Эксперименты с мужским костюмом

Впрочем, Кало не всегда выглядела женственно. В ней было много мужского – и в юности она щеголяла в строгих мужских твидовых костюмах. На семейных фотографиях Фрида часто появлялась в образе строгого юноши с горящими глазами на смуглом лице. Шалила Фрида не только с помощью костюмов – по многочисленным свидетельствам, в ее поведении было много черт, которые традиционно приятно считать мужскими. Например, она много и с удовольствием сквернословила, не выпускала из пальцев папиросу и очень уважала крепкий алкоголь. Сегодня женщина вряд ли удивит кого-то таким поведением, а вот для первой половины ХХ века это было куда более непривычно, чем сросшиеся брови или усики на женском лице.

Длинные юбки

Фрида так любила традиционные платья еще и потому, что они помогали ей скрыть ноги. С ними все было в порядке, кроме того, что из-за перенесенных художницей травм одна из них оказалась короче другой. В 1925 году автобус, в котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Она получила серьезные повреждения внутренних органов, многократные переломы позвоночника, ребер, таза и правой ноги. Чудом оставшись жива, она провела в кровати год и не смогла восстановить свое здоровье до конца жизни.

Сапоги с бубенцами

Протез Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Правая нога Фриды была сломана 11 раз. Долгое время художнице приходилось носить специальный протез. К тому, что после лечения правая нога осталась короче левой на несколько сантиметров, она относилась спокойно. Свои бедные ноги Фрида обувала в красные сапожки, украшенные вышивкой и бисером. Разницу в длине компенсировал каблук правого, а о перенесенном страдании напоминал раздававшийся при каждом ее шаге звон бубенцов, нашитых на шнуровку.

Коммунистический корсет

Гипсовый корсет Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/David Goldman

Переломы позвоночника надолго заковали Фриду в гипсовый корсет, который охватывал ее от шеи до бедер. Фрида не мирилась с корсетом – она освоила его, превратила в часть своего костюма. На груди художница изобразила эмблему своих политических взглядов – красные серп и молот. А под ними, на своем животе, она нарисовала еще не родившегося ребенка и пуповину. Материнство было ее самой страстной мечтой, так и не сбывшейся – в той самой аварии ее живот и матку пропорол автобусный поручень.

Мексиканские украшения

Фрагмент картины "Автопортрет, посвященный доктору Элоессору" (1940)

Яркие краски платьев Фрида дополняла традиционными мексиканскими украшениями – массивными ожерельями, бусами в несколько рядов и, конечно, необычными серьгами. Белые серьги в виде человеческих кистей, которые художница изобразила в своих ушах на "Автопортрете, посвященном доктору Элоессору" (1940), действительно были в ее личной коллекции украшений. Они достались ей в подарок от Пабло Пикассо. Согласно традиционным мексиканским представлениям, такие украшения служат оберегом.

Цветы в волосах

Мы привыкли к "иконическому" изображению Фриды Кало – с короной из кос, обвитых вокруг головы, и буйными цветочными венками. Это не ее личное изобретение – такие прически мексиканские женщины носили долгие годы до рождения Фриды. Чтобы сделать косы объемнее и внушительнее, она вплетала в волосы пряди из цветной шерсти и яркие платки. А оттенок цветов, которые она добавляла в прическу, всегда совпадал с цветом губной помады. Сегодня такую прическу сложно назвать только мексиканской – благодаря рекламе, которую ей сделала Кало, подобным образом убирают свои волосы женщины во всем мире.

Фрагмент картины "Автопортрет с обрезанными волосами" (1940)

Короткая стрижка

Разумеется, так художница выглядела тоже не всегда. В юности она носила довольно короткие волосы, и стригла волосы каждый раз, когда ссорилась с Диего Риверой или узнавала о его измене (оба не отличались верностью друг другу, но при этом Кало остро переживала новости об очередном романе мужа). На знаменитом "Автопортрете с обрезанными волосами" (1940) она запечатлела себя именно в такой момент.

Женщина с трагичной судьбой и безграничной любовью к моде была вынуждена носить одежду, которая не подчеркивала ее фигуру, а наоборот, скрывала ее. В возрасте 6 лет Фрида Кало перенесла полиомиелит, который навсегда изменил ее тело: в результате болезни правая нога девочки стала намного короче и тоньше левой. Будущая художница стала прятать физический недуг под длинными ярусными юбками, вначале - монохромных цветов.

В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем, и металлический поручень проткнул ее таз насквозь. Как итог - перелом позвоночника, 40 операций и два года в постели без надежды когда-нибудь снова встать на ноги. Однако прогнозы врачей не оправдались, и Кало не только стала ходить, но и танцевать, писать автопортреты и позировать фотографам - в узорчатых и кружевных блузах, юбках всех цветов радуги, принтованных нарядах (которым бы сейчас позавидовали многие девушки) и национальных мексиканских костюмах. Платья-теуаны (по названию региона Теуантепек) были не столько данью корням Фриды, сколько средством сокрытия несовершенств - яркий орнамент отвлекал внимание от диспропорций тела и придавал образу экзотичности.

В наше время называть иконой стиля принято тех, кто отличился ярко-выраженным наличием вкуса в одежде, но мы забываем о том, что за словом стиль должно стоять нечто большее, нежели умение правильно сочетать вещи. В рубрике "Икона стиля" Рита Замураева будет рассказывать о людях, чей стиль выражался во всем, к чему они прикасались, а в каждом их движении миру являлась вся мощь их таланта. И совершенно заслуженно первой героиней этой рубрики стала мексиканская художница Фрида Кало.

Художественное наследие 20 века было бы не полным без имени, пожалуй, самой известной художницы в истории – Фриды Кало. Более того, не был бы полным и мир моды, и культурный пласт в целом.

Пройдя путь от юной девушки, прикованной к кровати после страшной аварии, до великой художницы, она увековечила свое имя в истории, вызывая любовь и восхищение на протяжении более чем полвека после своего ухода из жизни.

Иконой стиля экспрессивная мексиканка стала еще при жизни. В конце 1939 году она позировала для обложки французского Vogue в качестве женщины номера, олицетворяя «особых женщин Латинской Америки». Обложка, к сожалению, так и не увидела свет, но, тем не менее, образцом для подражания и символом женской красоты по-мексикански самобытная Фрида стала уже тогда. А после нескольких лет жизни в Америке в начале 30-х и поездки на выставку «Вся Мексика» в Париж стала любимицей европейской и американской богемы и одной из самых обсуждаемых персон.

К настоящему моменту Фриду смело можно назвать одним из наиболее растиражированных образов в культуре. Яркие цвета, черные волосы, сросшиеся на переносице брови, традиционный мексиканский стиль – вряд ли на ум может прийти кто-либо другой.

Поиски собственного стиля в одежде у Фриды начались с любви с классическому мужскому костюму. Юная революционерка любила щеголять в строгих брюках, рубашках и тройках, собрав волосы в тугую гладкую прическу, подчеркивая тем самым свои коммунистические взгляды. В более поздние годы она периодически вновь возвращалась к мужскому стилю, но уже в моменты раздора в отношениях с мужем Диего Риверой, назло которому Фрида периодически стригла свои роскошные длинные волосы, вновь становясь мальчишкой-сорванцом.



Надо сказать, что именно Диего как никто другой повлиял не только на стиль ее живописи, но и на стиль в одежде. Ривера крайне любил женственную сторону Фриды, вероятно благодаря ему она начала носить платья и юбки, за редким исключениям изменяя этим предметам гардероба.

Фрида была абсолютным образцом этнического стиля в одежде. Основой ее гардероба были национальные костюмы из хлопка и шелка жительниц перешейка Теуантепек в Оахаке и других штатов Мексики. Насыщенные краски, цветочные принты, вышивки и орнаменты искусно переплетались в каждом ее наряде, выгодно отличая эпатажную Фриду от современниц.






Она любила многослойность и не боялась сочетания тканей и фактур, часто одевала несколько юбок одну на другую. Ходит слух, что на подъюбниках она собственноручно вышивала мексиканские непристойности.

С объемными юбками Фрида носила расшитые яркими узорами рубашки, блузы и топы прямого покроя, которые хорошо скрывали медицинский корсет. Сверху зачастую накидывала шали или палантины с бахромой. Яркость, многослойность и обилие аксессуаров стали ключевыми составляющими стиля художницы.


Фрида также искусно играла с цветами в одежде, как и в живописи. Всё это удавалось ей настолько естественно, что кажется, будто в ее самобытном гардеробе всё само по себе сочеталось друг с другом, оттеняя ее смуглую кожу и карие глаза.

Несмотря на то, что гардероб Фриды был не менее знаменит, чем ее картины, возможность увидеть его воочию появилась только в 2013 году – Диего Ривера, запретил выставлять наряды жены в течение 50 лет после ее смерти. После окончания срока фонд Frida Kahlo Corporation организовал выставку более трех сотен предметов одежды и личных вещей художницы в ее доме-музее. В честь этого обложку мексиканского Vogue украсил тот самый фотопортрет Фриды, снятый Николасом Мюрреем в 1939 году.

Одним из самых узнаваемых отличий ее образа были замысловатые прически. В юности, когда Фрида предпочитала спокойный и простой стиль в одежде, она ограничивалась туго заплетенными косами, собранными на макушке. Вместе с любовью к национальным костюмам, фирменным отличием Фриды стали и высокие прически. Свои роскошные и черные как смоль волосы художница украшала цветами, искусственными косами и лентами, каждый раз создавая нечто неповторимое и немыслимое.





Фрида всю жизнь была неравнодушна к крупным этническим украшениям. Более того, она известна как страстный коллекционер индейских украшений доколумбовой эпохи и старинных произведений ювелирного искусства. Все экземпляры своей коллекции она носила сама, ловко сочетая между собой массивные сложные аксессуары. Она любила всевозможные бусы из необработанных камней, стекла, кораллов и ракушек, чаще всего одевая несколько сразу. Многочисленные крупные браслеты и кольца всегда украшали ее руки. Она не гналась за роскошью, часто предпочитая яркую бижутерию с необычным дизайном золоту и серебру. По сохранившимся фотографиям можно проследить, что чем хуже себя чувствовала Фрида Кало, тем больше украшений она одевала, компенсируя физическую боль яркостью аксессуаров.







Всё это в совокупности придавало Фриде почти царственный облик.

Но, надо сказать, что величественный, королевский, вид Фрида приняла в большей степени поневоле. После полученных травм она всю жизнь была вынуждена носить гипсовые и кожаные корсеты, которые поддерживали ее тело. Фрида медленно и размеренно ходила из-за перенесенного в детстве полиомиелита, скрывая хромоту под длинными юбками. Сдержанное и спокойное выражение лица олицетворяло стоическую выдержку перед приготовленными для нее страданиями.

Но достоинство и самоподача Фриды действительно были исключительно ее заслугой. Даже если она не могла подняться с кровати, то все равно была одета безупречно. А будучи неподвижной просила сестру вплетать цветы и ленты ей в волосы.





Она являет прекрасный пример женщины, которая не боялась быть собой. И, более того, поставила автопортреты в основу своего творчества. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», - говорила Фрида Кало

Пожалуй, единственное, чего она по-настоящему боялась, была скука. Она жадно любила жизнь, несмотря на все испытания, которыми она щедро одаривала художницу – около 30 операций, невозможность иметь детей, боль, сопровождавшая ее всю жизнь, месяцы, проведенные на больничной койке и в инвалидной коляске. Но именно будучи год прикованной к постели, не имея возможности ходить, она впервые взяла в руки кисти и краски. Именно эта борьба за жизнь дала плоды ее творчеству и силу характеру. В ней всё было доведено до абсолюта – если любить, то один раз, страстно и всеобъемлюще, как в латинском сериале. Если веселиться, то громко и на славу, смеясь до изнеможения. Если быть собой до то последнего – Фрида никогда не скрывала своей бисексуальности, любви к сквернословию, табаку и алкоголю.